Людмила ПетрушевскаяСТРАНА Современная русская литератураУрок внеклассного чтения
Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на радио, редактором справочного отдела телевидения. С середины 60-х годов пишет рассказы. Известность она получила как драматург ( пьесы “Уроки музыки”, “Чинзано”, “Три девушки в голубом”), а мы в 5 классе читали ее пьесу- сказку “Два окошка”.Первая книга Петрушевской вышла только в 1988 году, пьесы тоже стали ставить через 16 лет после написания. В творческом багаже писательницы рассказы, сказки, сценарии мультфильмов, переводы с польского.
Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа “ Свой круг”(1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице “демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты”, по словам литературоведа Борисова. Лауреат Государственной премии РФ в области в области литературы и искусства 2002 года.
Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения “ Карамзин” (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как “деревенский дневник”.
Л.Петрушевская также создала и свой маленький театр, «Кабаре Одного Автора».В программе: старинные шляпки, новые костюмы, свежие мультики, смешные «стихи-хи» и загадочные сказки из только что вышедших книг, а также - самое главное — исполняет в нем лучшие песенки прошлого века, те мелодии, что входят в каждой стране в список «бессмертных» — здесь и «Лили Марлен»,и «Опавшие листья»,и «Жизнь в розовом свете», и польское танго «Утомленное солнце», которое на самом деле называется «Последнее воскресенье».
В ее репертуаре есть и «Мурка», написанная в Польше до войны, и самый древний рок-н-ролл пятидесятых годов ««Рок эраунд о клок», и итальянские, и американские песни, даже фокстрот «Старушка не спеша дорожку перешла» из чикагского мюзикла 30-х., а также «О, кабаре!», «Лили Марлен», «Блю канари», «Дождь идет», «Шанз Элизе» и другие.<,r> Откроем один секрет: писательница не только занималась музыкой и вокалом, но и пела в свое время в оперной студии, а самое главное — прошла многолетнее обучение в академических хорах.
Этим отчасти и объясняется тот факт, что знаменитая писательница обладает еще и прекрасным голосом и потрясающе исполняет свои «вольные и не вольные» переводы.За прошедшее время Л. Петрушевская уже выступала со своим кабаре в разных городах, у нас и за рубежом, в больших и маленьких залах, по телевидению, на радио.
Страна
Что может скрываться под заголовком “Страна”?Прочитайте начало рассказа. Как характеризуется героиня? А.Тулуз-Лотрек Пьющая
А.Тулуз-Лотрек Пьющая ( Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?) Эдуард Мане
Читаем второй фрагмент. Для чего нужны детали описания внешности? (Они не несут ни психологизма, ни авторской оценки- только внешние признаки).Третий фрагмент. Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? ( Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)Добавляет ли следующий фрагмент что-то для понимания характера женщины? ( Слово “бежит” обращает внимание. Куда спешит женщина? Что стало целью существования?)Прочитаем следующий фрагмент. Действительно ли все равно девочке, что пьет мать? Чей это взгляд на проблему? ( Автор словно отстранен, это мнение героини ).- Читаем последний фрагмент и выделим особенности композиции. ( Повторяет начало, кольцевая композиция создает эффект бесконечности такой жизни.)
Всё не ладится в этой квартире,В этом городе, в этой стране,В этом блёклом, развинченном мире,И печальней всего, что во мне. Дмитрий Быков
1. Самая пронзительная точка рассказа?2. Что не принимаете?3. Какими тремя словами можно выразить настроение после прочтения рассказа?
Парадокс (От греч. – неожиданный, странный)Неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или выводВ логике – противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям
Какую проблему поднимает автор? СемьяОдиночествоДетствоОтцовствоМатеринствоРодня
Работа в группах 1. Подобрать ассоциативный рядЖенщинаКрасотаМать, детиЛюбовьСемья
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА ОБРАЗ ГЕРОЯИмяПортретРечьПоведениеОтношение к дочериОтношение к знакомым, родственникам КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯПредисловиеЭкспозицияЗавязкаРазвитие событийКульминацияРазвязкаФиналАВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯРассказчик = АвторКаков он?
ОБРАЗ ГЕРОЯ НАСТОЯЩЕЕНЕТНЕТНЕТ«осторожно звонит… тянет… мямлит…ждет»ЗАБОТАЛЮБОВЬИМЯПОРТРЕТРЕЧЬПОВЕДЕНИЕОТНОШЕНИЕ К ДОЧЕРИПРОШЛОЕБЫЛО«со следами былой красоты…»……….«…была тут своей…», прошлая жизнь, прошлые знакомыеЧеловеческое, что держит эту женщину, - МАТЕРИНСТВО
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ЗАМКНУТОСТЬ, БЕЗЫСХОДНОСТЬ
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Рассказчик = АвторКаков он?Скрыт, отчужден от описываемых событий.Пытается быть беспристрастным, но не может скрыть своей симпатии (!) к героинеХАРАКТЕРНО ДЛЯ НОВЕЛЛЫ
Какой из афоризмов раскрывает главную мысль рассказа? «Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды»Сенека, римский писатель, философ«Равнодушие есть наивысшая жестокость»Митчелл Уилсон, американский писатель«Мечта могущественнее реальности»Анатоль Франс, французский писатель«Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана»Иван Вазов, болгарский писатель
ПОДВОДЯ ИТОГИ… 1. Произведение продолжает тему «маленького человека» в русской литературе
2. Кольцевая композиция заставляет задуматься о безысходности, о замкнутом круге, который становится границей страны, где живут герои.Страна – эт о сон. 3. Героиня – женщина без имени – асоциальна, но не погибает, так как любовь и забота о дочери – сильные человеческие качества.4. Авторская позиция определяется парадоксальным выбором художественных средств при создании новеллы, побуждая читателей задуматься о себе, своей нравственности, человеческой деятельности.
Не приведи, Господь, чужой беды не слышать.Не дай-то Бог, услышав, не помочь. Рина Левинзон,сборник стихов «Строфы века»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать эссе «Как, по-вашему, сложилась жизнь матери и дочери дальше?»Написать сочинение-рассуждение «Считаете ли вы удачным название рассказа?»Нарисовать иллюстрации к рассказу.Подготовить рассказ о творческой биографии Л. Петрушевской.