Литературные памятники Киевской Руси Выполнила студентка 1 курсаИсторического факультетаВичужанина Н.Г.
Первые произведения древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, "вечность" феодальных отношений, норм правопорядка. .
Основные жанры литературы этого времени исторические: предание сказаниеповесть и религиозно-дидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения.
Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть "воинскими", повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.
Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного изложения давал возможность включать в нее разнообразный материал: погодную запись, сказание, повесть. Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы-небесными знамениями. В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы.
Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических и литературных памятников второй половины XI -начала XII столетия является "Повесть временных лет".также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись»)
"Повесть временных лет" - выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них:Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам XV в., Радзивиловская летопись.
Лаврентьевская летопись русский летописный свод, названный по имени монаха Лаврентия, списавшего его, в 1377 году по заказу Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Основой труда послужил Владимирский свод 1305 года. Летопись написана на 173 листах пергамента. Она начинается древнейшей дошедшей до нас редакцией "Повести временных лет". В XIX веке "Лаврентьевская летопись" была преподнесена царю Александру I русским археографом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным.
Ипатьевская летопись русский летописный свод конца XIV-начала XV века, восходящий к южнорусскому летописному своду конца XIII века. Летопись получила название по костромскому Ипатьевскому монастырю, в стенах которого она хранилась. Текст "Ипатьевской летописи" был открыт в XIX веке русским историком Николаем Михайловичем Карамзиным. На заглавном листе летописи перечислены имена великих князей, "княживших в Киеве до избитья Батыева". Описание конкретных событий летописец сопровождал афоризмами, например: "Мир стоит до рати, а рать до мира" (1148 год).
Радзивиловская летопись летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века. Представляет собой «Повесть временных лет», продолженную погодовыми записями до 1206 года. Названия летописи происходит от имени виленского воеводы Я. Радзивилла, владевшего первым списком в XVII веке, и от города Кёнигсберга, где этот список хранился в XVIII в., пока в ходе Семилетней войны не попал в Россию в качестве трофея (1758) и не был увезен в Петербургскую академию наук, где опубликован в 1767. Наибольший интерес представляют раскрашенные миниатюры (всего их 617), которыми иллюстрирован Радзивилловский список.
Одним из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся литературных памятников Киевской Руси является Слово "О законе и благодати" - Автор - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.
- художественное произведение, хотя и близко к летописи;Тематикой произведения становится неудачный поход на половцев северского князя Игоря в конце апреля – начале мая 1185 года;Другие источники, повествующие об этом походе: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись.
История «Слова…» Открыто в конце 18 века Мусиным-Пушкиным Впервые опубликовано в 1800 году в Москве
Манера изложения «старинной речью», но «не гоняясь мыслью за Бояном». Цель «Слова…» Рассказать о «године бед» со времен Владимира до Игоря;Прославить Игоря. Главная идея Вред междоусобиц и призыв к объединению русских земель;Раздумья о честолюбии и человеческой гордыне.