Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. Стандарты второго поколения: Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
воспитание интеллигентной личности, образованного, творческого читателя и слушателя… воспитание интеллигентной личности, образованного, творческого читателя и слушателя… заложить понимание образной природы искусства… развитие речи детей (задача общепредметная).
Работа с текстом до чтения. Работа с текстом до чтения. Работа с текстом во время чтения. Работа с текстом после чтения.
Цель – развитие такого читательского умения, как антиципация (предполагать, предвосхищать содержание по заглавию, иллюстрациям…) Цель – развитие такого читательского умения, как антиципация (предполагать, предвосхищать содержание по заглавию, иллюстрациям…)
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Самостоятельное чтение. Чтение вслух по предложениям или абзацам. Чтение фрагментов текста и их обсуждение. Словарная работа. Беседа по содержанию текста в целом.
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк» Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк» Проблемные вопросы, беседа. Разговор о личности писателя. Повторное обращение к заглавию, иллюстрациям. Выполнение творческих заданий.
Составление плана. Составление плана. Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. Графическое и словесное рисование. Работа над выразительным чтением. Драматизация. Составление диафильмов.
В силу своей функциональной особенности скороговорки целесообразно использовать для совершенствования артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения. В силу своей функциональной особенности скороговорки целесообразно использовать для совершенствования артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения. Формированию скорости чтения способствует троекратное, каждый раз все более быстрое чтение скороговорок. Обычно дети с удовольствием включаются в игры-соревнования, эстафеты, предполагающие быстрое и четкое произнесение скороговорок.
При изучении пословиц наиболее приемлемо использование следующих методических приемов: При изучении пословиц наиболее приемлемо использование следующих методических приемов: классификация по тематике (со 2 класса); выбор из нескольких пословиц той, которая в наибольшей мере отражает основную мысль текста (со 2 класса); иллюстрирование пословиц примерами из жизни и из книг (3-4 классы); сочинение рассказа (сказки, басни) в качестве подтверждения мысли, выраженной в пословице (4 класс).
Виды сказок: Виды сказок: -русская народная (о животных, бытовая, волшебная) -сказка-притча -авторская (литературная сказка) Формы сказок: -прозаическая -стихотворная Композиция сказки: присказка, зачин, общие места, концовка.
в силу близости детям произведений этого жанра подготовка к восприятию может практически не проводиться; в силу близости детям произведений этого жанра подготовка к восприятию может практически не проводиться; первичное восприятие лучше организовать в следующих формах(выразительное рассказывание учителем сказки, чтение учителем сказки, самостоятельное чтение сказки учащимися в классе или дома, комбинированное чтение) при анализе следует обратить внимание на специфику сказочной речи (повторы, традиционные эпитеты, устойчивые сказочные слова и выражения). Анализируются также композиционные особенности сказок: наличие зачина, концовки, троекратного повтора событий в основной части. В волшебных сказках выявляются наличие и особенности двух миров – реального и волшебного, анализируются особенности их обитателей. преимущественно диалогическая форма сказки предполагает возможность ее выразительного чтения по ролям и инсценирование.
Важно стремиться к тому, чтобы мифы, сказания и былины воспринимались детьми как выражение древнейших форм миропонимания, как литературно-историческое свидетельство того, каким видели мир люди на заре человечества. Важно стремиться к тому, чтобы мифы, сказания и былины воспринимались детьми как выражение древнейших форм миропонимания, как литературно-историческое свидетельство того, каким видели мир люди на заре человечества. На всех этапах урока целесообразно строить работу так, чтобы мифы, былины и сказания не воспринимались как сказки.
Анализ языкового материала. Анализ языкового материала. Создание образов (выборочное чтение, словесное рисование…) Сравнение текстов. (Разных былин, мифов, былин и сказок…) Исторические беседы. Пересказ, заучивание отрывков.
Басня – аллегорический рассказ поучительного характера. Басня – аллегорический рассказ поучительного характера. Типичный порядок анализа басни: Анализ сюжетного слоя. Выявление главной мысли. Раскрытие аллегории. Анализ морали.
Тематика: Тематика: Рассказы о животных. Нравственно-юмористические рассказы. Нравственно-психологические. Нравственно-драматические. Героико-исторические.
Особенности работы над текстом драматургического характера: Особенности работы над текстом драматургического характера: 1. При организации первичного восприятия возможно заранее подготовленное инсценирование эпизодов. 2. Анализ драматургических особенностей текста. 3. При разборе содержания основное внимание уделяется характерам и взаимоотношениям действующих лиц, эмоциональному состоянию героев. 4. Ведущий вид работ – драматизация и экранизация. (Рекомендуется использование декораций и костюмов)
В начальной школе изучается преимущественно лирическая (пейзажная, гражданская, философская) и юмористическая поэзия. В начальной школе изучается преимущественно лирическая (пейзажная, гражданская, философская) и юмористическая поэзия. Наиболее важные вопросы для обсуждения и аспекты работы: 1. Кого (что) изображает поэт в своем стихотворении? (Образы, картины) 2. Как изображает? (Приемы, средства выразительности) 3. Какие чувства вызывает у читателя это произведение и почему? Рекомендуется анализировать произведение по строфам.
1. Чтение вслух. 1. Чтение вслух. 2.Чтение про себя. 3. Чтение жужжащее. 4.Чтение хором. 5.Чтение в темпе скороговорки. 6.Чтение ”цепочкой”(по одному слову, предложению, абзацу). 7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. 8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно. 9.”Очередь”. Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст. 10.”Буксир”: а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. 1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. 2.Чтение труднопроизносимых слов( демократия, экскаватор, эскалатор) 3.Чтение скороговорок. 4.”Окончания”. Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30секунд. 5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. 6.”На одном дыхании”. Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. 7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 8.Чтение одного предложения с разной интонацией. 9.”Эхо”. Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2.Озаглавливание текста. 3.Деление текста на части, составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли. 5.Определение типа текста. 6. Подбор иллюстрации к тексту. 7.По иллюстрации определить содержание текста. 8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 9. .Выборочное чтение. Найди в тексте описание героя, природы и др. 10.Работа по вопросам учителя, учебника или ученика. 11.Чтение для подготовки к пересказу.
« Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученикам. Чем больше учитель будет сам учиться … тем легче будет учиться ученик.» « Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученикам. Чем больше учитель будет сам учиться … тем легче будет учиться ученик.» Л.Н.Толстой