Литература первых послереволюционных лет (20-е годы) Это время как художественных открытий, так и невосполнимых потерь.
Стали по разным причинам внутренними эмигрантами А.Ахматова, М.Цветаева, М.Булгаков, поздний Б.Пастернак.
Объявленные демократические свободы: слова, печати, собраний, совести – привели к взлёту литературы. Острая идейная борьба сказалась на возникновении различного рода групп писателей, стремившихся разобраться в новых явлениях действительности и определить свое отношение к революции. А. Толстой в то время писал, что «литература была тем грибным летом, которого не запомнят старожилы. Школы, направления, кружки выскочили на ней в грибном изобилии». В то время насчитывалось около 30 различных литературных объединений. Они в большинстве случаев были немногочисленны.
ЛЕФЛЕФ (Левый фронт искусств), литературно-художественное объединение, провозгла-сившее создание действенного революционного, «производ-ственного» искусства, пер-венство «литературы факта»над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности. Литература должна агитировать, разъяснять, бороться с недостатками – теория «социального заказа».
ИМАЖИНИЗМИМАЖИНИЗМ (от франц. image — образ), литературная группировка, утвер-ждавшая усложнен-ную метафору, игру ритмов, первичность самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения.Представители: А.Мариенгоф, Р.Ивнев, В.Шершеневич, А.Кусиков, С.Есенин и др.
«СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ» (по названию кружка друзей в одноименном произведении Э. Гофмана) В феврале 1921 года сложился кружок "Серапионовы братья", они защищали традиционные представления об искус-стве, о самоценности твор-чества, об общечеловече-ской, а не узкоклассовой значи-мости литературы. Представители: Михаил Слонимский, Михаил Зощенко, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Константин Федин, поэты Николай Тихонов. Близки к "Серапионам" были Евгений Замятин и Виктор Шкловский.
РАППИменно эту группировку поддерживало правительство. Рапповцы утверждали, что вся литература должна быть создана пролетариатом. (Российская ассоциация пролетарских писателей), самая массовая литературная организация. Они настаивали на классовом подходе к литературе и искусству. Используя лозунг партийности литературы, рапповцы стремились к руководству всем литературным процессом; для рапповской критики характерны вульгарный социологизм, «проработочный» стиль.
Кириллов В. Т.М ЫМы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши,Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души.Мы во власти мятежного, страстного хмеля; Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты», Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего, Обескровленной мудрости мы отвергли химеры; Девушки в светлом царстве Грядущего Будут прекрасней Милосской Венеры...Слезы иссякли в очах наших, нежность убита, Позабыли мы запахи трав и весенних цветов. Полюбили мы силу паров и мощь динамита, Мы вольны, мы смелы, мы дышим иной красотой.Мускулы рук наших жаждут гигантской работы, Творческой мукой горит коллективная грудь, Медом чудесным наполним мы доверху соты,Нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь.Любим мы жизнь, ее буйный восторг опьяняющий, Грозной борьбою, страданьем наш дух закален. Все — мы, мы пламень и свет побеждающий, Сами себе Божество, и Судья, и Закон.1917
Комсомольская поэзияМолодые поэты-комсомольцы 20-х романтизировали своё время, героев гражданской войны, создавая героический образ эпохи. А.Жаров, М. Светлов, И. Уткин (иркутянин), Э.Багрицкий, М. Голодный, А. Безыменский…