«Ты в ответе за тех, кого приручил»(по произведению Л. Н. Андреева «Кусака» (1901)
Анализ рассказа «Кусака» Автор: учитель МОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики Селянкина Галина Юрьевна
Эпиграф к уроку: Мы так оскудели, что нам от словца От злого прикрыться-то нечем. Друзьям и родным надрываем сердца И души друг другу калечим.Николай Якунин.
О как же выдержит рассудок Могучий ураган судьбы.В нем столько дьявольского свиста, Попробуй сердце отворить, Все то, что стыдно и нечисто,Тебя хотело б повалить.В нем столько мути, праха, дымаИ скрыта вечная стезя.Но устоять необходимо, И сердце затворить нельзя!Ирина Семёнова.
Оборудование: 1) портрет Л. Андреева;2) выставка книг Л. Н. Андреева; 3) иллюстрации о животных. 4) компьютер;5) проектор.
Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева (1871 - 1919).2. Помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему, поставленную писателем в своём произведении - проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас.3. На основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе.4. Воспитывать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, чувство ответственности по отношению к ним; а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность.5. Способствовать выработке навыков выразительного чтения.
Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным.Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.Сострадание, жалость, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие.Сострадательность, милосердие, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (уст.), благость (уст. книжн.).Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.
(1871 - 1919).
1898 г. - в газете «Курьер» напечатан «Баргамот и Гараська». С этого дня Андреев ведет отсчёт своей литературной карьеры.- «Алеша - дурачок»- «В Сабурове».1899 г. - в «Журнале для всех» - «Петька на даче».1900 г. - знакомство с Горьким. Затем появляются рассказы: «Ангелочек», «Молчание», «Жили-были», «Набат», «Стена», «Бездна», «Иностранец», «В тумане» и др. 2 цикла фельетонов «Впечатления» и «Москва».«Этапные» произведения Л. Андреева:«Баргамот и Гараська» (1898).«Красный смех» (1904).«Жизнь Василия Фивейского» (1906).«Жизнь человека» (1907).«Рассказ о семи повешенных» (1908).«Дневник Сатаны» (1918).
Но для нас в его творчестве более всего важны не выводы, к которым приходил писатель, а сами поиски истины.Его произведения дороги нам жгучим ощущением противоречий времени, непримиримостью ко злу, порывами из тьмы к свету, защитой прав социально обездоленной личности, отстаиванием гуманистических ценностей.
Л. Андреев всегда в тревоге за человека, чтобы тот не жил хлебом единым, не погрязал в мелочах. Он зовет отрешиться от повседневной суеты, эгоистических забот, мещанского прозябания и задуматься над высшими целями человеческого существования.Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных несчастных.
Анализ рассказа «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых.
1. Есть ли у вас собака ?2. Расскажите, за что вы ее любите, и смогли бы вы обмануть, предать своего друга?3. Кто из русских писателей, кроме Л. Андреева, создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга?
«Муму» И. С. Тургенева; «Каштанка» А. П. Чехова; Рассказы Л. Н. Толстого о собаке:«Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Собака, петух и лисица», «Булька», «Бешеная собака» и др.; «Белый пудель» А. И. Куприна; «Белый Бим черное ухо» Г. Н. Троепольского и др.
Давайте определим тему и идею произведения.
Тема милосердия и жестокости человека, тема ответственного отношения к животным.Обращение к записям на доске).Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости.Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана).
1) Жизнь Кусаки до встречи с «добрыми людьми».2) Как Кусака получила свое имя.3) Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.4) Отъезд дачников.5) Кусака снова одна.
7. Понравился ли вам рассказ ?8. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?9. Какие моменты вам запомнились, взволновали вас?10. Так как же жила Кусака до встречи с людьми?11. Почему Кусака боялась людей?12. Как она получила свое имя?13. Почему она полюбила Лелю?14. Как относились Леля и другие дети к Кусаке?15. Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?
Зачитать отрывки:«С тех пор собака не доверяла людям...».«И в ту же минуту подкравшаяся собака...».«Единственное, что могла Кусака...».
Давайте найдем в тексте слова для характеристики Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима. Кусака одинока1. Никому не принадлежала. 2. Не было имени.3.«Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью».Кусака любит и любима1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой.О пище не надо заботиться.2. Появилось имя.3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас».«Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости».
Кусака одинока4. Ребята бросали камнями и палками. 5)Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали;6)Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу.7)Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить.Кусака любит и любима4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем. 5)Ласкали и играли с ней.6)У нее отняли нестерпимую злобу. 7)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.
Природа тоже неравнодушна к судьбе Кусаки.16. Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы?
1) долгая морозная зима2) черные окна пустой дачи3) желтыми огнями загорелась осень 4) заплакало небо5) частые дожди, холод, слякоть 6) мрак осенней длинной ночи 7) неприветливое небо1) наступила весна2) тихая дача огласилась громким говором 3)солнце, тепло4) ясное небо5) весенний воздух 6) цветущие яблони и вишни
17. Почему Кусаку не взяли в город? Как вы оцениваете этот поступок?18. Хорошо ли поступила Леля по отношению к своему другу?19. Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему? Кусака о Леле или Леля о Кусаке? 20. Как бы вы поступили на месте Лели?
Зачитать конец рассказа со слов «Наступила ночь».21. О чем бы сказали нам собаки своем воем, если бы умели говорить человеческим языком?22. Что вам слышится в вое собаки?
Людские души - души разные,Не перечислить их, не счесть.Есть злые, добрые и праздные,И грозовые души есть.Иная в силе не нуждается,Её дыханием коснись -И в ней чистейший звук рождается,Распространяясь вдаль и ввысь.Другая хмуро - неотзывчива,Другая каменно – глуха.Для света звездДля пенья птичьего,Для музыки и для стиха.В. Тушнова.
Подведение итогов.1) Чему вас научил этот урок?2) Получили ли вы что-нибудь новое на этом уроке?3) Какие выводы для себя вы сделали?
Домашнее задание. Написать ответы на вопросы:1. О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»?2. Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?