Концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева
Содержание урока Своеобразие поэтического мира Ф.И.ТютчеваФилософские мотивы в лирике ТютчеваТема природы в лирике ТютчеваТема историиТема любви: автобиографичность и философичность лирики«Денисьевский» циклХудожественные особенности лирики Тютчева
Философские мотивы в лирике Тютчева Для лирики Тютчева характерен мотив постижения Вселенной. В основе мирозданья, по мнению поэта , лежит «древний хаос». Мир, в котором мы живём, - лишь «златотканый покров».Одним из основных является мотив призрачности бытия: жизнь проходит, остаются лишь воспоминания, которые со временем тоже исчезают. В лирике Тютчева сильны мотивы одиночества, невозможности познания, ограниченности человеческого разума.
НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемое в целостности (нередко включая также и человека, особенно его телесное начало )
«День и ночь» На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День - сей блистательный покров- День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день - настала ночь; Пришла - и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами- Вот отчего нам ночь страшна! <Начало 1839>
СНЫ Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами... Настанет ночь - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.
«Как хорошо ты, о море ночное…» Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою...
«О чём ты воешь , ветр ночной?» О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо-жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке- И роешь, и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!.. О! страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О! бурь заснувших не буди- Под ними хаос шевелится!.. Начало 1830-х гг.
«Фонтан» Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной- И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метёт? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты. <Апрель 1836>
Пейзажная лирика Тютчева Стихи Тютчева - тонкие наблюдения художника-пейзажиста, но главное в них - чувства и мысли, которые природа возбуждает в человеке.Очень часто пейзажные стихи имеют и прямой, и иносказательный смысл, связанный с миром человеческой души.
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты молодые!Вот дождик брызнул, пыль летит...Повисли перлы дождевые,И солнце нити золотит... С горы бежит поток проворный,В лесу не молкнет птичий гам,И гам лесной, и шум нагорный Все вторит весело громам... Ты скажешь: ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила!
«Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…» Как сладко дремлет сад темно-зеленый, Объятый негой ночи голубой! Сквозь яблони, цветами убеленной, Как сладко светит месяц золотой!.. Таинственно, как в первый день созданья, В бездонном небе звездный сонм горит, Музыки дальной слышны восклицанья, Соседний ключ слышнее говорит... На мир дневной спустилася завеса, Изнемогло движенье, труд уснул... Над спящим градом, как в вершинах леса, Проснулся чудный еженощный гул... Откуда он, сей гул непостижимый?.. Иль смертных дум, освобожденных сном, Мир бестелесный, слышный, но незримый, Теперь роится в хаосе ночном?..
ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них!
Тема истории Основной комплекс переживаний лирического героя, воплощённый в натурфилософской лирике, характерен и для исторических стихов Тютчева.Исходя из идеи Шеллинга о происхождении мира из бездны, тёмной бессознательной основы Вселенной, - «мировой воли», которая приводит все космические силы к преодолению воли индивидуальной.Тютчев представляет историю как величественное и непостижимое зрелище, игру сверхъестественных сил.
SILENTIUM! Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои- Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей- Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью - и молчи!.. <1830>
Амалия Крюденер К. Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое- И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. 26 июля 1870
Элеонора Тютчева (Петерсон) «Ещё томлюсь тоской желаний...»Еще томлюсь тоской желаний,Еще стремлюсь к тебе душой -И в сумраке воспоминанийЕще ловлю я образ твой...Твой милый образ, незабвенный,Он предо мной везде, всегда,Недостижимый, неизменный,Как ночью на небе звезда...
Эрнестина Фёдоровна Тютчева (Дёрнберг) Она сидела на полу И груду писем разбирала- И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала- Брала знакомые листы И чудно так на них глядела- Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело... О, сколько жизни было тут, Невозвратимо-пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени,- И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени. <Апрель> 1858
Елена Александровна Денисьева О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебны взоры, речи И смех младенческо-живой? И что ж теперь? И где ж все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль злую, боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!.. Первая половина 1851
Любовная лирика – не частая гостья в творчестве Тютчева. Но он остаётся верен себе – любовная драма переведена в философскую плоскость. В центре стихотворения – не образ возлюбленной, а проблема любви.
* * * Все отнял у меня казнящий бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить…
Лирический герой Тютчева Центром поэтического мира Тютчева является образ мыслителя. К Тютчеву -поэту особенно применимо выражение французского философаР.Декарта: «Cogeto, ergo sam» (Я мыслю, следовательно, существую»). Лирика Тютчева философична. Этим объясняется появление основной жанровой формы - фрагмента. В поэзии Тютчева часты архаизмы и эпитеты. Последнее восходит к традиции Державина.
«О Тютчеве не спорят, - справедливо писал И.С.Тургенев, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии».
Темы творческих работ Стихотворение Ф.И.Тютчева «Ещё земли печален вид». Восприятие, истолкование, оценка.Стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!». Восприятие, истолкование, оценка.Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Восприятие, истолкование, оценка.Стихотворение Ф.И.Тютчева «К.Б.» (Я встретил вас - и всё былое…). Восприятие, истолкование, оценка.Человек и природа в лирике Тютчева.В чём трагизм мировосприятия лирического героя Ф.И.Тютчева?Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
Обзор интернет-ресурсов www. Litera.ruФ.И.Тютчев .Все стихи на одной страницеwww. Bryanskobl.ruМузей-усадьба в селе Овстугhttp:// arw.asu.ru/Анализ стихотворения «Последний катаклизм»