МОУ «Оранжерейнинская СОШ» Композиция романа А.С.Пушкина«Евгений Онегин» Презентация была выполнена учителем Русского и Литературы Михайловой Ольгой Евгеньевной
Жанр произведения Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».
Сюжетные линии романа 1 сюжетная линия Онегин – Татьяна:Знакомство – вечер у Лариных (Пора пришла – она влюбилась)Разговор с няней – письмо ОнегинуЧерез два дня объяснение в садуСон Татьяны. ИмениныТатьяна приходит в дом ОнегинаОтъезд в МосквуВечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…)Письмо к Татьяне. Объяснение 2 сюжетная линия Онегин – Ленский:Знакомство в деревнеРазговор после вечера у Лариных (Неужто ты влюблен в меньшую? А что? Я выбрал бы другую, Когда б я был как ты поэт)Именины ТатьяныДуэль
Композиция Глава 1 – развернутая экспозицияГлава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии)Глава 8 – развязка I сюжетной линии
Открытость романа – важная композиционная особенность Необычность развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел Развязка I линии: И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда.
Принцип организации романа Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах:встреча – письмо – объяснение Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.
Параллелизм романа Цельность Татьяны противопоставляется натуре ОнегинаОнегин - Но я не создан для блаженства, - Пред вами в муках замирать Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство! Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я…ТатьянаЯ вас люблю (к чему лукавить?)…
2. Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения 3. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах) 4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)
Антитеза частей романа Глава 1 - Петербург – жизнь ОнегинаГлава 2 - Деревня – жизнь Татьяны
Основная композиционная единица романа - глава Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.
Композиционная роль лирических отступлений Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам: Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых , неподкупных, Непостижимых для ума…2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII – LX).
Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Конец 1 главы: Иди же к невским берегам Новорожденное творенье. И заслужи мне славы дань: Кривые толки шум и брань. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал…
Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.Перед объяснением с Онегиным;Перед сном Татьяны;Перед дуэлью.Часто содержат обращения к читателю, что позволяет сочетать лирическое и эпическое: Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я.
Композиционная роль пейзажа Показывает ход времени в романе.Характеризует духовный мир героев.Часто сопутствует образу Татьяны.
Роль вставных элементов Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: - песня девушек – перед объяснением с Онегиным; - сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.
Композиционная роль внутреннего времени романа Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.
Композиционная роль предметно-бытовой детали Новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа
Авторское отношение к композиции Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.