PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Изучение творчества Бориса Екимова в школе
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Изучение творчества Бориса Екимова в школе


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Изучение творчества Бориса Екимова в школе


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Изучение творчества Бориса Екимова в школе Проект для 9-11-х классов
Описание слайда:

Изучение творчества Бориса Екимова в школе Проект для 9-11-х классов

№ слайда 2 Результаты вашего проекта Создайте модели уроков «Борис Екимов – признанный маст
Описание слайда:

Результаты вашего проекта Создайте модели уроков «Борис Екимов – признанный мастер русской прозы»Предположите, что окажется самым важным для создания этих моделей? Проверьте свои предположения:Какова взаимосвязь жизненного и творческого пути писателя?Какая тема является «сквозной» в его творчестве и почему?В чем своеобразие художественного мира Бориса Екимова? Как решается в его творчестве проблема традиций и новаторства?

№ слайда 3 Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка, вскоре егоСемья п
Описание слайда:

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка, вскоре егоСемья переехала в Казахстан, а с 1945 г. писатель поселился в г. Калач-на-ДонуВолгоградской области. О своем жизненном и творческом пути он говорит так:«Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество можетжить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного. Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения ( читать я научился в 4 года).

№ слайда 4 -Каковы этапы творческой биографии писателя? - После школы – Сталинградский меха
Описание слайда:

-Каковы этапы творческой биографии писателя? - После школы – Сталинградский механическийИнститут. Завод, служба в армии. В Подмосковье, где занимался в литературном кружке. Снова завод. Электромонтер.60-е годы. Первые литературные опыты: зарисовки природы, характеров, ситуаций, какие-то мысли, цитаты…1965 год. Первый рассказ в журнале «Молодая гвардия».1973-1974 гг. – «Звезда», «Наш современник».Рассказы «Казенный человек», «Офицерша».В издательстве «Современник» вышла небольшая книжка «Девушка в красном пальто». Окончил Высшие литературные курсы при литературном институте, в настоящее времявыпущено более двадцати его книг. Борис Петрович Екимов – лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат премии имени И.А.Бунина, является лучшим мастером русского рассказа. Его творчество поставлено в один ряд с прозой М.А.Шолохова, А.И.Солженицына, В.М.Шукшина.Подумайте, чем вызван постоянный интерес писателя к судьбам пожилых людей,деревенских стариков и старух? Проанализируйте рассказы «За теплым хлебом», «Ночьисцеления», «Говори, мама, говори…».

№ слайда 5 Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки в рассказе «Ночь исцеления»
Описание слайда:

Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки в рассказе «Ночь исцеления»? Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Жалел мальчик и того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали. Обращаем внимание на слова повествователя «…Воспоминание резануло по сердцу»; «Сердце мальчика облилось жалостью и болью…»; «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло…» Почему автор так часто использует слово «сердце»? В душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое» сердце. В нем зародились и милосердие, и сострадание. «Ночь исцеления» – так называется рассказ. О чьем исцелении рассказывает писатель? О бабушкином! Она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны. Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, что не смогли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Б.Екимов рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад в военное время и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас сталадля него важнее. Природа словно бы радуется этому выздоровлению, исцелению героев: «Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белый снег посверкивал живыми искрами…». Теперь нет темных красок, страшное исчезло.

№ слайда 6 Какие ценности и смыслы заключены в самих названиях произведений писателя?У свои
Описание слайда:

Какие ценности и смыслы заключены в самих названиях произведений писателя?У своих. Рассказы. Волгоград. Ниж.-Волжск. кн. из-во, 1975.Короткое время бородатых. Повесть(студенческие строительные отряды).Волгоград, 1977.Последняя хата. Рассказы. – М.,Современник, 1980.Елка для матери. Рассказы.- М.,Советская Россия, 1984.За теплым хлебом. Рассказы. М., Современник, 1986.Холюшино подворье.- М., 1986.Ночь исцеления. Рассказы, повесть.- М., Советский писатель, 1986.Родительский дом. Роман. – М., Современник, 1988.Рассказы. Частное расседование. Повесть. – М., Художественная литература. 1991.Пиночет: повести и рассказы. – М., Вагриус, 2000. Предполагаем жить. Повесть. -/Новый мир. – 2008. – № 5-6.Старый да малый, житейские истории. - / Новый мир. – 2008. - № 11. Рассказ «Папин сын».

№ слайда 7 В рассказах Бориса Екимова передчитателями предстают в единстве мирприроды и мир
Описание слайда:

В рассказах Бориса Екимова передчитателями предстают в единстве мирприроды и мир человеческой души.Докажите это на материале егопроизведений.-Запоминаются яркие названия миниатюрписателя: «Собирание зверобоя и душицы», «За шиповником», «Цветение садов»,«Арбузный мед», «У родника».Борис Екимов описывает отдельные,незначительные, на первый взгляд, события,из которых, словно из кусочков мозаики,складываются картины жизни.-О чем повествует автор в рассказе «Декабрь»? В экспозиции даны короткие, мимолетные зарисовки из жизни природы: «Солнце какойуж день не видно. Где-то встает оно за сизой зимней, осенней невидью. Хмурый деньпросыпается долго, до самого полудня, и скоро гаснет. Ранние сумерки торопят ночь…Впереди долгий зимний вечер».Почему вдруг меняются краски, интонация рассказа и настроение повествователя?Автор описывает, как, открыв дверцу кухонного шкафа, он почувствовал запах трав:«…в лицо пахнет пряный острый дух чебреца, холодок мяты, зверобой, сладость сушеных яблок и абрикосов, шиповник…С этими травами особенно вкусен чай. Лето красное,лето зеленое греет декабрьский ненастный вечер. Сразу вспомнил, как собирал эти

№ слайда 8 травы: чебрец, зверобой, душицу». Не случайно Борис Екимов стал лауреатом литера
Описание слайда:

травы: чебрец, зверобой, душицу». Не случайно Борис Екимов стал лауреатом литературной премии имени И.А.Бунина.-Подумайте, что сближает творчество этих писателей? Проверьте свои предположения.Мотив воспоминаний о добром, прекрасном, вечном, о том, что «сердцу мило».В рассказе «Декабрь» несколько раз повторяется глагол «вспоминается»: без памяти о светлых мгновениях жизнь человеческая мрачна, безотрадна, бессмысленна. И у Бунинав рассказе «Антоновские яблоки» постоянно звучит слово «память»: «Вспоминается мнеранняя погожая осень…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад». И у Бунина, и у Екимова человек и природа неразрывно связаны между собой, жизньприроды помогает глубже понять судьбы человека и мира. Творчество обоих писателейобъединяет философский подтекст: «…Жизнь не стоит на месте, - старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но тем и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении». (И.А.Бунин. Жизнь и творчество). Борис Екимов продолжаетбунинские традиции и раскрывает внутренний мир человека через многообразныепроявления мира природы. В его рассказе «Цветение садов» слиты воедино мир природы и мир человеческой души: «Вместе с вишней цветет у забора пахучая смородина. Желтыйцвет ее сладок до приторного. Недаром так любят её тяжелые шмели. Теплым днем с утра до ночи гудят над ней, пьют нектар, пригибая тонкие ветки. Эту сладость чует язык, когдаосторожно возьмешь зубами пахучий цветок смородины…Сладко»… «На цветущуюгрушу гляжу я с каким-то благоговением. Для меня это храм живой – огромная, в беломцветении груша». Писателю удалось запечатлеть смену весенних картин природы, подчеркнуть их неповторимость: «Что же будет дальше? Будем жить… ожидая порусозревания…Будем ждать».

№ слайда 9 Но жизнь не стоит на месте, и многое в ней безвозвратно уходит. Об этом говоритс
Описание слайда:

Но жизнь не стоит на месте, и многое в ней безвозвратно уходит. Об этом говорится врассказе «Арбузный мед».-Почему Борис Екимов называет «время арбузов» «дорогой для сердца порой»,«вековечной сладостью для старых и малых»?-Тепло и душевно повествует автор об арбузе, который всем по вкусу: и человеку, изверю, и птице, о «сладости на весь год – меде арбузном, с которым вкусны и блины, и медовые булочки». Почему вдруг меняется интонация повествования?-Автор с грустью отмечает, что «все это в прошлом – утерян секрет приготовленияарбузного меда. Его еще помнят старые люди. С горечью звучат слова писателя:«А завтра. Может быть, и спросить будет некого». Рассказ завершается авторскойнадеждой, что, пока жив арбуз, может быть, «угостят нас не только пиццей и гамбургером, но и мягкими казачьими пышками да пряниками на арбузном меду. А ссобой, в запас, увезем глиняный обливной кувшин ли, горшочек ли с золотистым арбузным медом. Чтобы в зимнюю пору открыть его и почуять дух арбузный, вспомнитьлето. Жаркую донскую степь». Сходная интонация звучит в рассказе «У родника». Писатель поведал о том, что исчезают родники, которые поили в жаркий день путника и крестьянина: «Она ведь сладкая – родниковая живая вода. Она – словно воздух и земля, словно солнце и небо,она – словно жизнь, дарованная каждому от рождения до смерти. Вода – это жизнь.Иссякнеи родник, и конец всему…Конец жизни…Но, слава Богу, бьют еще в нашемЗадонье живые ключи. Принимаю их с благодарностью. Беру их живую воду и долго помню».

№ слайда 10 Каково значение мотива автопробега в романе И.Ильфа, Е.Петрова “Золотой теленок”
Описание слайда:

Каково значение мотива автопробега в романе И.Ильфа, Е.Петрова “Золотой теленок” и в рассказе Б.Екимова “Ралли”?Какова детская реакция на гибель животного мира в повести Чингиза Айтматова “После сказки” (Белый пароход) и рассказе Бориса Екимова “Теленок”? Проведите в старших классахсравнительно-типологический анализ повести В.Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана” и рассказа Б.Екимова “Не надо плакать…”

№ слайда 11 19 ноября 2008 года Борису Петровичу Екимову исполнилось 70 лет
Описание слайда:

19 ноября 2008 года Борису Петровичу Екимову исполнилось 70 лет

№ слайда 12 В год своего 70-летненего юбилея писатель стал лауреатом литературной премии име
Описание слайда:

В год своего 70-летненего юбилея писатель стал лауреатом литературной премии имени А.И.Солженицына.-Что, на ваш взгляд, сближает их творчество? Докажите это на материале повести«Предполагаем жить».

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru