Эпиграф урока: Эпиграф урока: Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла… он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и, в то же время, не скрывает нимало и ее безобразия. В.Г.Белинский
Цель урока: Цель урока: - обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»; определить место повести «Портрет» в данном цикле. Задачи: Образовательная: - проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства. Развивающие: формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь. Воспитательные: вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя, формировать нравственные ценности личности.
Этапы подготовительной работы: Этапы подготовительной работы: чтение художественного произведения; подготовка сообщения по проблемным темам: первая группа – Образ Петербурга (по повести «Невский проспект»); вторая группа – Тема « маленького человека» (повесть «Шинель»); третья группа – Видение мира через фантастику (по повести «Нос»); составление мини- презентации
«Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное, это две полярные стороны одной и той же жизни…» В.Г. Белинский «Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное, это две полярные стороны одной и той же жизни…» В.Г. Белинский « Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все.» «Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.» «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него… и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.» - В чем своеобразие изображения Невского проспекта в повести Гоголя?
За парадной пышностью Петербурга За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».
Сообщение второй группы учащихся: Сообщение второй группы учащихся: Тема «маленького человека» в повести «Шинель»
Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса Кустодиева. Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса Кустодиева. Кто из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы? В произведениях каких писателей в дальнейшем отражена тема «маленького человека»?
Сообщение 3 группы : Сообщение 3 группы : Видение мира через фантастику (повесть «Нос»)
Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев, Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.
«…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого,» - так заявляет «…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого,» - так заявляет Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести «Портрет». Так какие же истины кроются за страницами данного произведения? Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?
Групповые задания Групповые задания Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов. (работа выполняется на компьютере) Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей. Третья группа. Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика. (работа выполняется на компьютере) Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: « «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде… Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.» Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.
«…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…» «…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…» «Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…» «Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»
«Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие». «Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…» «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта». «…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния». «Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».
Считаем, что В.Г. Белинский прав. Считаем, что В.Г. Белинский прав. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил: 1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его». 2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья». 3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Заключительное слово учителя Заключительное слово учителя В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «… для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу». Писатель сравнивает истинное произведение с молитвой. Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия. Однако для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип – проведение жизненного материала, в том числе и низкого, сквозь «чистилище души» художника. - Так к каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями? Домашнее задание. Сопоставьте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек»
Составление мини-презентации урока развивает познавательную самостоятельность учащихся, творчество, коммуникативные навыки; умение распределять обязанности в группе с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей; Составление мини-презентации урока развивает познавательную самостоятельность учащихся, творчество, коммуникативные навыки; умение распределять обязанности в группе с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей; иллюстративный материал способствует развитию наглядно- образного мышления, созданию эмоционального настроя. Урок с компьютерной поддержкой достиг желаемого результата: художественное произведение прочитано и глубоко осмыслено, вызван интерес к творчеству Н.В. Гоголя. Предложенная модель урока основывается на традиционных формах обучения, но использование медиаресурсов дает современный импульс уроку, который, бесспорно, интересен ученикам.