« «Онегина» воздушная громада…» Тема проекта: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни»
" … с такою полнотою, светло и ясно отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы... "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни…В этом произведении отразился век и современный человек "В.Г. Белинский
Давайте постараемся решить: Почему роман в стихах «Евгений Онегин» можно назвать «энциклопедией русской жизни»? это наш основополагающий вопрос
Попытайтесь выделить основные черты «энциклопедизма», исходя из следующих планов произведения: система образов; географическое пространство; социально-исторический контекст; авторское присутствие и его формы;
Тема вашего исследования может звучать так: Энциклопедический характер системы образов, сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”.Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”.Пространства столицы и усадьбы как воплощение русской “ картина мира”.
Возможно, вы решите самостоятельно определить направление вашего исследования. Масштабность и неисчерпаемость произведения предоставляют огромный простор для вашей мысли.Читайте! Вдумывайтесь! Ищите!
Чтобы раскрыть вашу тему, обратите внимание на следующие вопросы: Какие ключевые образы противопоставляются герою и почему?Какова роль эпизодических персонажей в романе?Какие пространства формируют поле действия героев?Как сюжет позволяет раскрыть образ главного героя?Как общественно-политическая ситуация 1820-х гг. повлияла на идейное содержание романа?К какому литературному направлению относится роман и почему?
Нам предстоит:1. Объединиться в небольшие творческие группы для проведения исследования. 2. Определиться с направлением и темой исследования в рамках каждой группы.3. Провести исследование с опорой на методические рекомендации и список литературы, предложенный учителем.4. Оформить результаты исследования в виде презентации, публикации, статьи.
Плодотворно поработав, мы научимся: анализировать историко-культурный контекст изучаемых произведений; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для проведения исследования и оформления его результатов.
…Прими собранье пестрых глав,Полусмешных, полупечальных,Простонародных, идеальных,Небрежный плод моих забав,Бессонниц, легких вдохновений,Незрелых и увядших лет,Ума холодных наблюденийИ сердца горестных замет.
В добрый путь!