Эпиграммы М. Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6 классе Рогалёва И. Е. - учитель русского языка и литературы Чушевицкой средней общеобразовательной школы Верховажского района Вологодской области
Содержание Цели урокаКраткая биография Основной мотив лирики поэтаЗнакомство с новым жанром лирикиТворческое задание для учащихся
Краткая биография Родился 15 октября 1814г. в Москве в семье армейского капитана Ю. П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой . Детство поэта прошло в имении бабушки Е. А. Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. В сентябре 1834г. выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.В апреле 1840 переведен в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. Погиб 15 июля 1841г., участвуя в дуэли в Пятигорске. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.
Основной мотив лирики поэта Мотив – устойчивая тема в произведениях писателя или поэта Основной мотив лирики Лермонтова – мотив одиночества «Парус», «Листок», «Утёс», «На севере диком», «Тучи»
Знакомство учащихся с новым жанром лирики Работа по материалам учебникаЭпиграмма М. Ю. ЛермонтоваСамостоятельная работа «Найди эпиграмму»
Адресат эпиграммы Фаддей Венедиктович Булгарин
Фаддей Венедиктович Булгарин Ф.В. Булгарин – писатель, получивший военное образование.В 1811 г. Булгарин был уволен из полка с плохой аттестацией, опустился нравственно, дошел до кражи, жил милостыней, пока не определился в польский легион Наполеона рядовым в полк, находившийся тогда в Испании. В рядах французской армии Булгарин принял участие в кампании, достигнув капитанского чина. Известен своей борьбой против А. С. Пушкина и писателей его круга. В 1837 г. под именем Булгарина вышла в свет книга, которая не имела успеха, её не покупали. В связи с этим Булгарин напечатал в «Северной пчеле» объявление, где широко рекламировал эту книгу. Данное событие и послужило поводом для возникновения лермонтовских эпиграмм.
Эпиграмма на Ф. Булгарина Россию продаёт ФадейНе в первый раз, как вам известно,Пожалуй, он продаст жену, детей,И мир земной, и рай небесный,Он совесть продал бы за сходную цену,Да жаль, заложена в казну.
Вопросы для работы над эпиграммой Перечислите слова эпиграммы, отрицательно характеризующие её адресата. Какой смысл заключается в первых двух строчках эпиграммы? Как вы думаете, почему поэт так резко выступает против Ф. В. Булгарина?
Найди эпиграмму Кто знатен и силен, да не умен,Так худо, ежели и с добрым сердцем он.На воеводство был в лесу посажен Слон.Хоть, кажется, слонов и умная порода,Однако же в семье не без урода ...(И. А. Крылов. Слон на воеводстве. Басня) А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда - всё молчи!.. (М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Стихотворение.) Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.Конечно, голова в почтеньи меньше ног.(А. П. Сумароков. Эпиграмма.)
Творческое домашнее задание для учащихся Попробуйте сочинить эпиграмму, выбрав одну из предлагаемых тем: О книге, самостоятельно мной прочитанной. О новом фильме. О взаимоотношениях наших одноклассников. Об отношениях между моими братьями и сёстрами.Помни:Эпиграмма – произведение остросатирического содержания.
Цели урока: Познакомить 6-классников с новым поэтическим жанром, способствующим острой постановке нравственных вопросов. 2. Совершенствовать навыки сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений. 3. Развивать творческие способности учащихся. (Программа по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой)
Работа по материалам учебника Учебник: Литература 6 класса – учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва.2003г. автор-составитель Т. Ф. Курдюмова)Прочитайте эпиграмму М. Ю. Лермонтова на стр. 116 в учебнике.Познакомьтесь с толкованием термина «Эпиграмма».