Урок литературы в 8 «Б» классе Разочарованные странники (главы из повести Сергея Довлатова «Н А Ш И» ) Учитель Зуева Людмила Васильевна
ПЛАН УРОКА 1. Знакомство с биографией Сергея Довлатова. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.2. Обзор творчества писателя.3. Беседа по повести С.Довлатова «НАШИ».4. Итоги урока. Домашнее задание.
Довлатов Сергей Донатович.
Довлатов Сергей Донатович. Настоящая фамилия Мечик. Родился 3 сентября 1941 года в Уфе в семье эвакуированных во время войны из Ленинграда театральных работников. С 1944 года и до эмиграции в 1978 жил в Ленинграде, с перерывом на армейскую службу и журналистскую работу в Таллине. В 1959-1962 годах учился на финском отделении филологического факультета Ленинградского университета, после армии — там же на факультете журналистики, но не закончил его. Его отчислили со второго курса. Работал в малотиражных газетах, а также сторожем, камнерезом, экскурсоводом в Пушкинском заповеднике. В 1978, эмигрировав в США, поселился с семьей в Нью-Йорке, был одним из создателей и главным редактором русскоязычной газеты «Новый американец», много работал на радио «Свобода».. Оказавшись в армии, служил охранником в лагерях Коми АССР.
ПРОЗА СЕРГЕЯДОВЛАТОВА (ОБЗОР)
В Америке проза Довлатова получила признание, публиковалась в американских газетах и журналах. Он стал вторым писателем, печатавшимся в журнале «Нью-Йорке». Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник, ставшая первым значительным произведения писателя, изданным на родине. Основные произведения Довлатова: «Зона», «Невидимая книга», «Записные книжки» (1980), «Компромисс» (1981), «Заповедник» (1983), «Наши» (1983), «Марш одиноких» (1985), «Ремесло» (1985), «Чемодан» (1986), «Иностранка» (1986), «Не только Бродский» (1988). В основе всех произведений Довлатова лежат факты и события из биографии писателя. «Зона» – записки лагерного надзирателя, которым Довлатов служил в армии. «Компромисс» – история эстонского периода жизни Довлатова, его впечатления от работы журналистом. «Заповедник» – претворенный в горькое и ироничное повествование опыт работы экскурсоводом в Пушкинских Горах. «Наши» – семейный эпос Довлатовых. «Чемодан» – книга о вывезенном за границу житейском скарбе, воспоминания о ленинградской юности. «Ремесло» – заметки «литературного неудачника».
В «Зоне», «Заповеднике», «Чемодане» автор пытается вернуть слову утраченное им содержание. Ясность, простота довлатовского высказывания – плод громадного мастерства, тщательной словесной выделки. Кропотливая работа Довлатова над каждой, на первый взгляд банальной, фразой позволила назвать его «трубадуром отточенной банальности». Позиция рассказчика вела Довлатова и к уходу от оценочности. Обладая беспощадным зрением, писатель избегал выносить приговор своим героям, давать этическую оценку человеческим поступкам и отношениям. В художественном мире Довлатова охранник и заключенный, злодей и праведник уравнены в правах. Зло в художественной системе писателя порождено общим трагическим течением жизни, ходом вещей. В «Чемодане» вновь проявляет себя довлатовский отказ от глобализма: человеку дорога лишь та житейская мелочь, которую он способен «носить с собой».
Цель Довлатова - не документальность, а «ощущение реальности», узнаваемости описанных ситуаций в творчески созданном выразительном «документе». В своих новеллах Довлатов точно передает стиль жизни и мироощущение поколения 1960-х годов, атмосферу богемных собраний на ленинградских и московских кухнях, мучения русских эмигрантов в Америке. Свою позицию в литературе Довлатов определял как позицию рассказчика, избегая называть себя писателем. Становясь рассказчиком, Довлатов порывает с обиходной традицией, уклоняется от решения нравственно-этических задач, обязательных для русского литератора. Для автора драгоценен сам процесс рассказывания – удовольствие от «некоторого количества текста». Опираясь на традицию американской литературы, Довлатов объединял свои новеллы в циклы, в которых каждая отдельно взятая история, включаясь в целое, оставалась самостоятельной. Циклы могли дополняться, видоизменяться, расширяться, приобретать новые оттенки.
Афоризмы Сергея Довлатова. - У Бога добавки не просят. - Трудно выбрать между дураком и подлецом, особенно если подлец — ещё и дурак. - Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь. - Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать. - Не надо быть как все, потому что мы и есть как все… - Желание командовать в посторонней для себя области — есть тирания. - Гений — это бессмертный вариант простого человека.
БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА «Н А Ш И «
Сергей Довлатов – писатель, эмигрировавший из СССР в 1978 году. В каком жанре написана повесть «Наши»? У Сергея Довлатова страна 30 – 70-х годов показана как БОЛЬШОЙ ТЕАТР АБСУРДА (мотив ТЕАТРА и мотив АБСУРДА звучат с одинаковой силой), в повести явно слышится горькое разочарование в собственной стране.
Какой образ находит С.Довлатов, чтобы показать отношение к жизни и характер своего отца? Как связана в 8 главе судьба отдельного человека и судьба страны, история? Можем ли мы утверждать, что, по мнению писателя, человек и эпоха неразделимы?К какому жизненному финалу приходит отец героя? Закономерен ли этот финал? Можно ли назвать отца человеком разочарованным? Как он пытается утешить себя, избежать разочарования?
Можно ли сказать, что КАТЯ испытывала разочарование в своём отце? Понимала ли она его? В чём, на ваш взгляд, смысл 13, заключительной, главы?Передаёт ли она настроение писателя? Можно ли назвать разочарованным самого героя? С каким чувством, по вашему мнению, он покинул Россию: с радостью, грустью, болью, злобой, ненавистью, облегчением? Объясните смысл последней фразы: «Это то, к чему пришла моя семья и наша родина».
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Прочитайте стихотворение Е.ЕВТУШЕНКО «ИТАЛЬЯНСКИЕ СЛЁЗЫ». В чём суть трагедии героя?Есть ли общий мотив в стих-ии Евтушенко и главах из повести Довлатова? Может ли человек разочароваться в своей стране?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Как вы думаете, существует ли «лекарство от разочарования»?Создайте свой «РЕЦЕПТ» лекарства от разочарования.Как вы думаете, разочарование – это потеря чего-то или обретение опыта и новых жизненных сил?
Домашнее задание Прочитать стихотворение Булата Окуджавы «Полночный троллейбус».Почему именно это стихотворение завершает картину «РАЗОЧАРОВАНИЕ»?Выучите стих-ие наизусть и ответьте на вопрос:»Какой рецепт спасения от разочарования даёт Б.Окуджава» (письменно).