Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Кагановичдоктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского регионального центра развития образования
В основу технологии положены: Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусстваСовременные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»
М.Ю.ЛермонтовУтёс Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит. Задумался глубокоИ тихонько плачет он в пустыне.
Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) ТучкаУтёс
Для наглядности представим «шаги» анализа в виде таблицы
Таблица
Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) – и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению тех или иных ассоциаций, того или иного эмоционального восприятия текста
Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов(«ассоциативный анализ»)
Молодость, радость бытия
Старость, одиночество
Таблица
Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении: ТропыСинтаксические фигуры и приемыОсобенности строфики, звукописи и т.д.
Антитеза (основа всей художественной системы) тучКа (уменьш.) – утес-великанумчалась – стоитвесело – одинокоиграя – плачетСоюз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Эпитеты(делают образы более яркими) тучка золотаявеселоутес-великанвлажный следстарыйодиноко
Олицетворения(переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утесаУмчалась… весело играя…в морщине старого утесаОдиноко он стоит … плачет
Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине//Старого утеса. Одиноко//Он стоит…
О чем же это стихотворение?(интерпретация) Об одиночестве.О весне и осени человеческой жизни.А может быть, о свободе и ее пределах?
Алгоритм анализа