Диалог о человеке и вере Урок по творчеству Н.В. Гоголя и А.А. Иванова.
Исследуй, изучай все, но во всем умей находить мысль и старайся постигнуть высокую тайну Создателя. Н.В. Гоголь Отцу моему я обязан жизнью и искусством, которое внушено мне как ремесло, Вам я обязан понятием о жизни и об отношении искусства моего к источнику его – душе. Из письма А. Иванова
Александр Андреевич Иванов. 1806 – рождение художника в семье профессора Академии художеств Андрея Иванова. 1817 - поступление в Академию художеств. 1824 - получил золотую медаль за картины «Приам, и спрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». 1827 - заканчивает дипломную работу «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». 1830-1858 - жизнь в Италии. 1834 - картина «Явление Христа Марии Магдалине» приносит Иванову звание академика. 1834 -1854 - работа над картиной «Явление Мессии». 1858 - возвращение в Россию и смерть.
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора.
Явление Христа Марии Магдалине.
Работа над эскизами к картине.
Замысел композиции большого произведения «Явление Христа народу» (1837-1857гг.) возник у Иванова в середине 30-х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому можно узнать героев будущей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать ха Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершенно, - подчеркивал он. Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестителя соединены черты юноши и женщины. Создавая образ Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно сталкиваются два противоположных характера, а образ в картине их примеряет, он всегда более нейтрален и спокоен. Не менее подробно разрабатывал Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже стали законченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долины и горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской природе. В 1837г. Художник начал работать на холсте размером почти семь с половиной на пять с половиной метров. Вопреки академическим правилам он расположил Христа – смысловой центр картины – в глубине композиции.
В своем произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставленный юный апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнаженный юноша (в центре картины): оба устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа, прошлое - с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна. Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Николаем Васильевичем Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися черными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Прототипом образом странника, или путешественника, изображенного на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестителя. Наблюдатель, свидетель, но не участник событий – такой видит свою роль художник.
Явление Мессии.
Гоголь и Данте. “Божественная комедия”: “Ад” “Чистилище” “Рай” “Мертвые души” “Ад” российской жизни “Чистилище” (появление порядочных людей) “Рай” – возрождение России.
“Страшный суд” Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле.
Э.Делакруа. “Данте и Вергилий”
Образы помещиков в «Мертвых душах».
Вопросы Что объединяет двух художников- Гоголя и Иванова? Что общего в подходах к теме преображения человека у Гоголя и Иванова? Каково значение образа птицы-тройки вконце Iтома «Мертвых душ»? Почему Гоголь и Иванов считали, что их произведения должны изменить жизнь России? Какой путь каждый из них указывал?
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, - забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом! Н.В. Гоголь, «Мертвые души», глава 7.