Былины Фирюлина Нина Ивановна,учитель русского языка и литературыМОУ «Макаракская ООШ»Тисульский район Кемеровская область
Былины — произведения русскойнародной поэзии о богатырях.Слово былина происходит от словабыль. В былинах, рассказываетсяо том, что было.Поскольку былины создавалисьв далеком прошлом, их называюттакже старинами.
Лингвистические особенности былиныустаревшие грамматические формы слов, диалектизмы,слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей,несвойственные живому разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказывания былины.
Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики-разбойники названы мужичками-разбойничками.Глаголы в неопределенной форме с древним окончанием -ти. Например: «станут мужички меня похваливати» (вместо «похваливать»), «не могли до оратая доехати» (вместо «доехать»).
Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»).Часто встречаются постоянные эпитеты, многие из которых уже известны нам из других произведений устного народного творчества: конь добрый, поле чистое, солнце красное, небо ясное, леса темные, моря синие, дружинушка хоробрая, сошка кленовая, куст ракитов. Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.
Сказители былин частоиспользовалихудожественный приемпреувеличения.Такое преувеличениев художественныхПроизведенияхназывается гиперболой.
СЮЖЕТ БЫЛИНЫЧасти сюжетаЗачинОсновная частьЗавязка действияРазвитие действияКульминацияРазвязка действияIII.Концовка.
А ты сможешь такнарисовать?
БОЙ НА КАРТОФЕЛЬНОМ ПОЛЕ А написать?Былина Трофимович Ксения, 2006Как во славном во русском царствеА во том ли во посёлке МакаракскомДа в той ли во школе во среднеейПрозвенел звонок непростой,Не простой звонок, а тройной.Собрались все классы да на линеечку,Стоят рядами, не шелохнутся,Слова директорского дожидаются.
Ай возговорил директор да таковы слова:- Ой вы голуби мои, да сизокрылые,Да пойдите вы на горку на высокую,Ай поборитесь вы с полем со картофельным.Поиграйте силой богатырскоюДа разройте земельку с травой сорною, Отнимите у него картошку рассыпчату,Чтобы есть нам было что зимушкой то лютою.
Встрепенусь классы да богатырские,Домой сбегали, приоделися,Приоделись, вооружилисяДа скорее к школе вернулися.Да сели-то они на добрых коней своих,И назывались те кони машинами.Позади всех едет воевода главный, Воевода главный, Николай сын Геннадьевич.
Вот приехали ко полю ко школьному.Разозлилися классы богатырские,Добры молодцы да девицы красные,Взяли в правую руку копалочки,А во левую руку взяли они вёдрышки,Да как начали землюшку они копать, Землюшку копать да покрикивать.Так и справились они со картошкою.
Тут старыя воевода да Николай сын ГеннадьевичВзял мешок-то да понёс егоНа добра коня, мотоциклетного.Расступились перед ним классы богатырские,Перед силушкой его великоей.Да как бросил он мешок да в люлечку,Так что сыра земля содрогнулася,Люди добрые удивилися.
Погрузили картошку на коней всюИ домой поехали да с добычею!Так закончился бой на поле том,На поле том, на картофельном.Ай мы славу поём богатырям русскиим,Ученикам нашим, преподавателям,Что стояли силушкой несметноюВо славу школы Макаракскоей!
До встречи!