Былины. Русский богатырский эпос Литература. 7 класс
Тема урока: Жанровое своеобразие и поэтика былины Цель урока – рассмотреть былину с научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки.
Основные вопросы, на которые ищем ответ: что такое народный эпос? что такое былина? по каким признакам можно отличить былину от других произведений? как возникли и исполнялись былины? на какие группы делятся былины? какие известны былинные циклы? о чём рассказывают сюжеты былин? Каковы особенности композиции былины? в чём заключается своеобразие былинных образов? какие выразительные средства используются в былинах?
Эпические сказанияВ разных уголках Земли люди в древности сочиняли торжественные песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей. Карелы называли эти песни руны, якуты – олонхо, буряты – улигер, жители Древней Руси – старины, или былины. Учёные-фольклористы используют для таких песен термин «народный эпос».
Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы.
Для народного эпоса характерны:1) широкий охват событий в пространстве и во времени; 2) патриотическая направленность; 3) героическое содержание сюжета: нередко это битва национального героя (богатыря) с врагами; 4) отношение к изображаемым событиям как к достоверным, отражающим историческую память народа.
Былина (старина)«фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории» (Т.Зуева) «русские народные эпические песни о богатырях» (Словарь русского языка в 4-х томах) «эпические песни, сложенные народом в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI в.в.» (Краткая литературная энциклопедия) «жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси» (А. Квятковский) «жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях» (В.Коровина)
рассказывает о поступках народных героев - богатырей песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях) отражает исторические события Древней Руси, главным образом - XI – XVI в.в.
Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа. Однако вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным. Существуют различные классификации русского былинного эпоса.
древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке; киевские – о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские – об Илье Муромце, Алёше Поповиче; галицко-волынские – о Дюке; псково-новгородские – о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские – об Иване-гостином сыне; брянские – о князе Романе и братьях Ливиках... В основе классификации – циклизация по месту действия и героям.
действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования – князь Владимир; основная тема – защита Русской земли от кочевников; исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси; основные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович основные герои – Садко, Василий Буслаев; затрагиваются социальные темы, что обусловлено своеобразием жизни в торговом Новгороде; исторические обстоятельства и бытовые подробности характерны для Новгорода: жизнь купечества, влияние Церкви, поездки в другие страны.
О чём рассказывают былины?О борьбе с чудовищами; о борьбе с иноземными врагами; о встречах и спасении родных; о сватовстве и борьбе героя за невесту; о состязаниях между богатырями...
Своеобразие былинных образов Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности Русской земли.
Своеобразие былинных образов Былинный князь Владимир, благодаря художественному вымыслу, соединил по сходству имени черты двух исторических правителей Руси: Владимира Святославовича (княжил с 980 по 1015г.г.) и Владимира Мономаха княжил с 1113 по 1125г.г.). Князь Владимир в былине– образ благодушного правителя.
Своеобразие былинных образов Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине.
СвятогорОбладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет.
Вольга Святославич (Волх Всеславич)Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность превращаться в зверей и птиц, что использует только с благими целями, например, чтобы разузнать секреты врагов Русской земли. Рос в детстве «не по дням, а по часам», стремился стать мудрым, с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину.
Микула СеляниновичЭтот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай. Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч.
Добрыня НикитичДоблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня – змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства.
Илья МуромецРодился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу.
Илья МуромецПо мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо – силач по прозвищу Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых. Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.
Илья МуромецБлагодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили многие сведения о герое былин: он имел богатырское телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.
Алёша ПоповичСын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец.
В.Васнецов «Богатыри»
СадкоИсторическим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях.
Богатыри святорусскиеБова-королевич Сухман Настасья Микулична Ян Усмарь Василий Буслаев
Средства создания образов Художественное преувеличение: Его добрый конь да богатырскии С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холму стал перемахивать, Мелки реченьки, озёрка промеж ног спущал.
Средства создания образовОдно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим: Богатырь выезжает на своём коне «как есён сокол», «как бы белой кречет», конь под ним «как бы лютой зверь», копьё в руках «как свеча горит».
Особенности поэтического языкаТрадиционные, универсальные для фольклора художественные определения: ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, травушка-МУРАВУШКА, палаты БЕЛОКАМЕКННЫЕ...
Особенности поэтического языкаПовторения слов: тавтологические ( «черным-черно», «много-множество»); синонимические ( «злодей-разбойник», «драться-ратиться») Палилогия, или подхват (повторение последних слов предыдущего стиха)
КомпозицияСтилистическое обрамление, не связанное с сюжетом, создают общий настрой: Высока ли высота поднебесная, Глубока глубота акиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты Непровския...
КомпозицияПервая обязательная часть сюжета (рассказывает о рождении богатыря, обретении им силы; говорится о месте действия, о том, откуда выезжает богатырь): В славном великом Нове-граде А и жил Буслай до девяноста лет...
Композициятрадиционные формулы, почти без изменений, переходящие из одной былины в другую: А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному... А ревел-то Алёшенька по-звериному, Зашипел-то Алёша по-змеиному...
Композициязаключение, итог, вносит элемент тишины, упокоения: То старина, то и деяние. Тут Дунаюшку с Настасьюшкой славу поют, Им славу поют да веки по веку.
Основной композиционный приём противопоставление: Сила богатыря противопоставлена силе вражеской; нравственные качества защитника – безнравственности захватчиков; русичи – кочевникам и т.д.
В.Васнецов «Богатыри»