"Он был больше, чем человек. Он был веком« – Виктор Гюго Вольтер (1694 - 1778)
План: Основные труды Форма государственной власти Структура государственной власти Идея свободы Идея равенства О религии О Боге О собственности О воспитании и образовании Общество и человек Итоги
1718 – «Эдип» 1722 – «Послание к Урании» 1731 – «История Карла XII, короля Швеции» 1732 – «Заира» 1735 – «Орлеанская девственница» 1739 - Рассуждение о человеке 1756 – поэма о естественном законе 1755 – «Опыт о нравах и духе народов» 1763 – Трактат «О веротерпимости» 1764 – Философский словарь
Философские письма здесь непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии. с проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. пропагандирует прививки от оспы. представляет читателям философа Локка излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения
Форма государственной власти Многочисленность законов в государстве, как большое число врачей: признак болезни и бессилия. был далек от современной демократии ,предпочитал сильную, но просвещенную монархию вера в монарха-философа республика приближает людей к их естественному состоянию выступал против революции во Франции, так как “то, что в Англии становится революцией, в других странах является лишь мятежом.” чтит форму правления в Англии, т. е. конституционную монархию
Структура государственной власти первостепенное значение придает не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. политическую организацию будущего царства разума Вольтер не стремился определить во всех подробностях. сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. управлять государством должны только собственники. политический идеал Вольтера приближался к идее разделения властей.
Идея свободы устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека в первую очередь – свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом стержнем личной свободы служит свобода слова и свобода печати. свободы труда подлинная свобода проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами. свобода дополняется и подкрепляется равенством. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»
Идея равенства равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ Вольтер не был. «равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера». два класса: богатые и бедные «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека».
О религии религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс. сильно верил в религиозную терпимость. выступал против религиозного фанатизма твердо протестовал против религиозного насилия и преследования развенчивает официальную религию, так как официальная религия сильно отличается от истинной, а идеальная религия - это религия, единящая нас с богом в награду за добро и разъединяющая за преступления. Это религия, которая “учила бы терпимости по отношению к остальным и, заслужив таким образом всеобщее расположение, была бы единственной, способной превратить человеческий род в народ братьев» . она не столько бы предлагала людям искупление прегрешений, сколько вдохновляла бы их к общественным добродетелям . не разрешала бы (своим служителям) узурпировать . власть, способную превратить их в тиранов.” Именно этого не хватает христианской религии, которую Вольтер считал единственно верной, причём настолько верной, что “ она не нуждается в сомнительных доказательствах.” корень существующих социальных зол видел в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума – виновник всего этого считал церковь, католицизм.
О боге бог рассматривался только как разум, сконструировавший целесообразную “машину природы” и давший ей законы и движение Вольтер определяет бога как “необходимое бытие, существующее само по себе, в силу своей разумной, благой и могущественной природы, разум, во много раз превосходящий нас, ибо он совершает вещи, которые едва ли мы можем понять.” «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать»
О собственности Вольтер не был сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ. обладание имуществом (либо отсутствие такового) должно сказываться на положении человека в обществе. право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники. собственность – признак гражданина.
О воспитании и образовании Вольтер выступал с критикой учения о врожденном характере результатов воспитания. писал, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления". «если чернь начнет думать, то все погибло». люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания. Скорее даже наоборот.
Общество и человек «человек не походит на других животных, имеющих лишь инстинкт любви к себе» все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая «столь же необходима человеку, сколь кровь, текущая в его жилах» соблюдение собственных интересов он считает двигателем жизни ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил, ему необходимы законы люди, не имеющие узды не способны к сосуществованию вся наша жизнь – «удовольствие и страдание» Люди несколько извратили природу, ибо они вовсе не родятся волками, а становятся ими.
Итоги Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер, они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители
Литература Вольтер. Философские сочинения. Москва, Наука, 1989. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. Москва, Просвещение, 1980. Азимова А.А. Вольтер. Москва, 1970. Философский словарь. Фролов И.Г. Москва, 1986 Шестаков Д. Правовые и политические взгляды Вольтера http://revolution.allbest.ru/