«Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре
Трагедия (греч. tragōdía, буквально — козлиная песнь, от trаgos — козёл и ödе — песнь), драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.
Трагедия "Борис Годунов" была написана А.С.Пушкиным в пору его пребывания в Михайловском (1824-1826 гг.). В этот период поэт увлекается историей, чему бесспорно послужили вышедшие в 1824 г. X и XI тома "Истории Государства Российского" Н.М.Карамзина, посвященные Смутному времени, эпохе самозванцев, мятежей, польского нашествия.
С начала 19 века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время – период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появлением в Польше Самозванца. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления такого неординарного царя, как Годунов.
Федор Иванович (1557, Москва - 1598, там же) - русcкий царь с 1584. Сын Ивана IV Васильевича Грозного. Фёдор отличался болезненностью, слабостью и умственной неполноценностью. Даже исполнение ритуальных обязанностей было для него непосильным. Во время коронации 31 мая 1584 в Успенском соборе Московского Кремля уставший Фёдор, не дожидаясь окончания церемонии, передал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжелую золотую "державу" - Борису Федоровичу Годунову - событие, которое потрясло присутствующих. Фёдор любил церковную службу и колокола, трезвонить на которых забирался на колокольню, за что получил от отца прозвище "звонарь". Благочестие Фёдора не мешало ему наслаждаться кулачными боями и травлей людей медведями - потеха, редко заканчивавшаяся без крови. Если в народе царя считали "блаженным", то знать не уважала и не боялась его. Фактической властью при этом номинальном правителе обладал Борис Годунов, являвшийся братом жены Фёдора Ирины Годуновой. Т.к. младший сын Ивана Грозного Дмитрий Иванович погиб, а Фёдор умер бездетным, то с его смертью завершилось царствование династий Рюриковичей.
Церковь Димитрия на крови в Угличе
Бори с Фёдорович Годуно в (1552 — 13 апреля 1605) — боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года — русский царь.
По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годунова были боярами при московском дворе. Борис Годунов родился в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, был помещиком средней руки.
Лжедми трий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в отшениях с иностранными государствами — император Димитрий — царь России с 1 июня 1605 по 17 (27) мая 1606, по устоявшемуся в историографии мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия.
Пимен считает, что ему судил Бог быть свидетелем стольких событий русской истории, чтобы он мог потом правдиво и беспристрастно описать их. Пимен «воевал род башнями Казани» во время царствования Ивана Грозного, «рать Литвы при Шуйском отражал», был в Угличе в тот день, когда свершилось убийство царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Но Пимен никого не осуждает. Его задача – изложить правдиво то, что он знает: «Да ведают потомки православных…»
Возможно, такой композицией художник хотел нам сказать, что настоящее темно и неясно, наполнено борьбой света и тьмы, и только прошедшее, освещённое ясным светом спокойного духа летописца, мы видим ясно и отчётливо, уверенно различая, где добро, а где зло.
Трагедия «Борис Годунов» - это, говоря словами литературоведа И.П. Карпова, «трагедия о попранной совести, ставшей причиной Смуты. Это трагедия о беде Российского государства и народа, чья история пошла неправедным путем вследствие нарушения древних обычаев и веками сложившегося порядка, вследствие духовного помрачнения народа".
«Исполнен долг, завещанный от Бога мне, грешному…»
Самозванство, по мнению А.С.Пушкина, это нравственное понятие, в основе которого эгоизм, своеволие, жестокость и корысть. Самозванцы не выбирают средств для достижения своей цели.