Борис Андреевич Пильняк «Повесть непогашенной луны»Урок внеклассного чтения в 11 классе.Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Аткарска Саратовской области Толстова Екатерина Владимировна
Биография Б. А. ПильнякаБорис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия Вогау) (1894 – 1938) — русский писатель. Родился в семье поволжского немца, ветеринара по профессии. Детство и юность Пильняка прошли в окружении земской интеллигенции в провинциальных городах России — Можайске, Саратове, Богородске, Нижнем Новгороде, Коломне. В 1920 окончил Московский коммерческий институт. С 1924 года жил в Москве.
Пробовать писать начал в 9 лет. В марте 1909 было опубликовано его первое сочинение. Профессиональная карьера началась в 1915, когда в журналах и альманахах «Русская мысль», «Жатва», «Сполохи», «Млечный путь» напечатали ряд его рассказов — уже под псевдонимом Б. Пильняк (от украинского «Пильнянка» — место лесных разработок; в деревне под таким названием, где летом жил юный писатель и откуда посылал рассказы в редакции, жители назывались «пильняками»).
В 1918 выходит первая книга Пильняка — «С последним пароходом».Председатель Всероссийского союза писателей. Романы «Голый год» (1922), «О’кей» (1931), «Соляной амбар».Литературные и политические позиции Пильняка неоднократно приводили к организации широких критических кампаний в отношении него. Его постоянно критиковали за идеологические ошибки, формализм, эротику, мистику и пр. Тем не менее, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним из самых издаваемых писателей.
В 1926 Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании распространенных слухов об обстоятельствах смерти М. Фрунзе с намеком на участие И. Сталина.
В 1929 отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево». 28 октября 1937 арестован. 21 апреля 1938 осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении и приговорён к смертной казни. Приговор приведён в исполнение в тот же день в Москве.Реабилитирован в 1956.
История создания и публикации повести"Повесть непогашенной луны" была написана в 1926 году, спустя всего несколько месяцев после загадочной смерти героя гражданской войны, легендарного командарма М.В. Фрунзе (1885–1925). Однако весь тираж пятого номера журнала "Новый мир" за 1926 год, где была опубликована "Повесть…", был конфискован, в том числе и экземпляры, уже полученные подписчиками.Возвращение произведения к читателю состоялось лишь в 1987 году.
Образ луны и её роль в повестиНазвание — "Повесть непогашенной луны" — показывает, что повествование ведется как бы от имени луны — со стороны мы наблюдаем за всем тем, что происходит на земле. Перед нами, таким образом, не локальное место действия (хотя бы и огромное государство), а, по сути, весь земной шар, вся история человечества в конкретный период ее развития.
Внешний и внутренний сюжет повестиВ повести параллельно развиваются два сюжета — внешний, фабульный, и внутренний, на уровне подтекста (как, например, у И. Бунина в "Легком дыхании"; Бунина называют в числе учителей Пильняка). Двигатель внешнего сюжета — противостояние (приглашение на казнь) командарма Гаврилова и негорбящегося человека; двигатель сюжета и конфликта внутреннего — противостояние человека, "безумного" человечества (которое в чистом виде, на уровне "идеи" представляет негорбящийся человек) — и живого мира природы.
Композиция повестиКомпозиция повести становится кольцевой: в самом начале повести мы читаем: "и было совершенно понятно, что этими гудками воет город, городская душа, залапанная ныне туманной мутью". Туманная муть — это удушающее воздействие тоталитарного государства, губящего все живое, творческое, немеханистичное, что вытекает из дальнейшего повествования. Луна в финале, будучи включенной в процитированную фразу, придает событиям космический, апокалиптический характер, только творец этого возможного апокалипсиса — человек: он может погубить свою колыбель — природный мир, "погасить луну", а тем самым — и себя.