Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния — 2 (15) июля 1904, Баденвейлер, Германия) — русский писатель, драматург, по профессии врач.
Прадед Михаил Чехов всю свою жизнь был крепостным, он имел пятерых сыновей. А вот уже дед писателя — Егор Михайлович, первый в семье Чеховых познавший грамоту, сумел выкупиться на свободу. Тридцать лет он тяжело трудился — варил сахар из свеклы и получал свою долю прибыли с продажи животных. Ему удалось скопить 875 рублей и в 1841 году он выкупил себя, жену и троих сыновей, дочь Александру граф отпустил из милости. Освободившись, семья Чеховых отправилась в слободу Крепкая — имение графа Платова. Е. М. Чехов устроил своих сыновей в подмастерья и впоследствии они выбились в купцы. Сам же отец семейства всю оставшуюся жизнь проработал приказчиком. Крестьяне, за его жестокость, звали приказчика «аспид» — он любил распустить руки. Егор Михайлович проявил и писательский талант. Женой Егора была украинка Ефросиния Емельяновна, урождённая Шимко. Впоследствии она оказала заметное влияние на раннее творчество и мировозрение Чехова. Муж выбил из неё смешливость, жизнерадостность, с которым прожила, тем не менее, 58 лет. Прадед Михаил Чехов всю свою жизнь был крепостным, он имел пятерых сыновей. А вот уже дед писателя — Егор Михайлович, первый в семье Чеховых познавший грамоту, сумел выкупиться на свободу. Тридцать лет он тяжело трудился — варил сахар из свеклы и получал свою долю прибыли с продажи животных. Ему удалось скопить 875 рублей и в 1841 году он выкупил себя, жену и троих сыновей, дочь Александру граф отпустил из милости. Освободившись, семья Чеховых отправилась в слободу Крепкая — имение графа Платова. Е. М. Чехов устроил своих сыновей в подмастерья и впоследствии они выбились в купцы. Сам же отец семейства всю оставшуюся жизнь проработал приказчиком. Крестьяне, за его жестокость, звали приказчика «аспид» — он любил распустить руки. Егор Михайлович проявил и писательский талант. Женой Егора была украинка Ефросиния Емельяновна, урождённая Шимко. Впоследствии она оказала заметное влияние на раннее творчество и мировозрение Чехова. Муж выбил из неё смешливость, жизнерадостность, с которым прожила, тем не менее, 58 лет.
Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей — самой первой умерла дочь Евгения (1869—1871) в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Отец, Павел Егорович Чехов (1825—1898) унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Отец, Павел Егорович Чехов (1825—1898) унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах. О детстве Павла Егоровича можно судить из воспоминаний, которые он записал в семейную хронику в конце жизни.
Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. Музыка, книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр.
Чехов издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Эти годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Чехов издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Эти годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске в Чикинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.
Чехов уже студентом, с 1880 года, начал помещать рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимом Антоша Чехонте или его вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал в «Петербургской газете», в суворинской газете «Новое время» и в «Русских ведомостях». Чехов уже студентом, с 1880 года, начал помещать рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимом Антоша Чехонте или его вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал в «Петербургской газете», в суворинской газете «Новое время» и в «Русских ведомостях». В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел. В 1884 году вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» в 1887 г. появился второй сборник — «В сумерках», который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. Под влиянием крупного успеха в публике и критике совершенно бросил свой прежний жанр небольших газетных очерков и стал по преимуществу сотрудником ежемесячных журналов:«Северный вестник», «Книжки Недели», «Артист», приложения «Нивы», позднее «Жизнь», «Журнал для всех» и т. д. Но основное время он посвящал сотрудничеству с «Русской мыслью», в которой впервые были опубликованы «Палата № 6», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и множество других рассказов. Успех всё возрастал.
На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 году и окончил его в 1884 году. Он был весьма добросовестным студентом,. Уже с 1881 года он начинает практику врача при докторе П. А. Архангельском в Чикинской земской лечебнице Звенигородского уезда Московской губернии. На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 году и окончил его в 1884 году. Он был весьма добросовестным студентом,. Уже с 1881 года он начинает практику врача при докторе П. А. Архангельском в Чикинской земской лечебнице Звенигородского уезда Московской губернии. От предложения занять постоянное место в Звенигородской больнице Чехов отказался, замещая в то же время заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю рутинную работу уездного врача. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для чеховских сюжетов. В 1887 году он снял вывеску врача. Отныне медицинская практика отодвигается на второй план. Мотив «измены» медицине многократно варьируется Чеховым в эти годы. Он казнит себя. Но врачебная среда вовсе не упрекала Чехова в отходе писателя от медицины. В 1902 году члены Пироговского съезда врачей в Москве единодушно отблагодарили писателя за его литературную деятельность, за создание реалистичных образов медицинских деятелей в русской литературе. Но даже в годы литературного признания и отхода от врачебной практики Чехов ощущал свою связь с миром медицины, его интересуют успехи науки в этой области, он хлопочет за медицинские журналы «Хирургическая летопись», «Хирургия», страдавшие от недостатка средств, долгие годы он был читателем газеты «Врач» и публиковался в ней. В 1895 году он принял участие в съезде московских земских врачей. Чехов-врач и Чехов-писатель непротиворечивы, просто внутри «медицинского» сознания писателя происходит смещение акцентов от частного к общему. В применении к самому Чехову это означало стремление уяснить за частными симптомами неблагополучия отдельной личности сущностные причины. Чехов начинает тяготеть к психиатрии. Такие произведения, как «Палата № 6», «Припадок» и «Чёрный монах» мог написать не просто любой пишущий врач, а именно «медицински мыслящий». Благодаря «медицинскому» видению Чехова литература обязана появлению в ней галереи неповторимых чеховских образов врачей, фельдшеров, неврастеников, чеховских «хмурых людей». Его рассказы — это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу.
С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6». Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова. С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6». Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова. С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе.
Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка наезжая в Москву, где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в известной труппе московского «Литературно-художественного кружка» (Станиславского). В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков. В 1902 Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики.
В гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулезным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал еще в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдает кровотечением из правого легкого. В гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулезным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал еще в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдает кровотечением из правого легкого. Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — ведь была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках. Другие причиной обострения туберкулезного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время. Третьи биографы сетовали на то, что Чехов запустил болезнь и обратился к врачу только в 37-летнем возрасте. Летом 1904 Чехов выехал на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Писатель скончался 2 (15) июля 1904 г. в г. Баденвейлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой отца Павла Егоровича (умер в 1898 г.). Памятник на могиле А. П. Чехова выполнен в 1907—1908 годах в стиле модерн по проекту художника Л.М.Браиловского.
Чехов начал с юмора и вместе с тем не только с юмора. В состав его раннего творчества (1880-1887 гг.) входят и рассказы драматического характера, причем удельный вес этих рассказов год от года возрастает. Правда, резкой черты между драматическими и юмористическими произведениями провести нельзя, поскольку первые порой не свободны от комизма. И все же черта ощущается, и она существенна. Жанр пародий прижился в раннем творчестве писателя. Шаблон, в какую бы форму он ни рядился, встречал ядовитую насмешку Чехова. Чехов начал с юмора и вместе с тем не только с юмора. В состав его раннего творчества (1880-1887 гг.) входят и рассказы драматического характера, причем удельный вес этих рассказов год от года возрастает. Правда, резкой черты между драматическими и юмористическими произведениями провести нельзя, поскольку первые порой не свободны от комизма. И все же черта ощущается, и она существенна. Жанр пародий прижился в раннем творчестве писателя. Шаблон, в какую бы форму он ни рядился, встречал ядовитую насмешку Чехова.
Среди пародий Чехова на уголовные романы – одна из вершин его юмористического творчества: рассказ «Шведская спичка» (1884 г.). В нем выведен старательный начитавшийся Габорио следователь, который действует по всем правилам науки – и именно потому попадает впросак. Розыски «трупа» бывшего корнета Кляузова с помощью ряда улик и решающей из них – сгоревшей спички, которую обронил «убийца» в спальне «убитого», – образец трафаретного мышления. И здесь, как всегда, юмористический эффект возникает из несоответствия: серьезные усилия – и ничтожный до скандальности результат: Кляузова нашли целехоньким в уютной бане у прекрасной обладательницы шведских спичек. Среди пародий Чехова на уголовные романы – одна из вершин его юмористического творчества: рассказ «Шведская спичка» (1884 г.). В нем выведен старательный начитавшийся Габорио следователь, который действует по всем правилам науки – и именно потому попадает впросак. Розыски «трупа» бывшего корнета Кляузова с помощью ряда улик и решающей из них – сгоревшей спички, которую обронил «убийца» в спальне «убитого», – образец трафаретного мышления. И здесь, как всегда, юмористический эффект возникает из несоответствия: серьезные усилия – и ничтожный до скандальности результат: Кляузова нашли целехоньким в уютной бане у прекрасной обладательницы шведских спичек. Близкие к пародиям иронические стилизации иностранных романов. Это огромный «рассказ» «Ненужная победа», в котором Чехов, не имея в виду высмеять определенное произведение, уловил черты романов модного тогда в России венгерского писателя романического склада Мавра Иокая, и так увлекся драматической историей уличной певицы-цыганки, что ввел в заблуждение некоторых своих читателей, действительно принявших чеховскую вещь за роман Иокая.
Все эти «стилизации», выдавая в Чехове талант пародиста, блестяще доказывают, что иммунитет к подражанию у него был врожденный. И чувство юмора – тоже. В художественном отношении юмористические рассказы созрели ранее других его жанров. К шедеврам его юмористики, кроме «Письма к ученому соседу» и «Шведской спички», относятся широко известные рассказы: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «В цирульке», «Хамелеон», «Хирургия», «Жалобная книга», «Брожение умов», «Налим», «Беззаконие», «Пересолил» и др. В этом же ряду должно быть названо несколько замечательных рассказов о детях, стоящих особняком в наследии Чехова-юмориста: «Детвора», «Гриша», «Кухарка женится», «Мальчик» – истории, рассказанные автором с доброй улыбкой. Он писал большие повести, где было место и лирике и грусти (например, «Цветы запоздалые», 1882 г.), рассказы о трудной судьбе разных людей города и деревни («Хористика», «Горе», «Тоска»). В целом они освещены мыслью автора о несбывшихся надеждах и несостоявшемся человеческом счастье. Все эти «стилизации», выдавая в Чехове талант пародиста, блестяще доказывают, что иммунитет к подражанию у него был врожденный. И чувство юмора – тоже. В художественном отношении юмористические рассказы созрели ранее других его жанров. К шедеврам его юмористики, кроме «Письма к ученому соседу» и «Шведской спички», относятся широко известные рассказы: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «В цирульке», «Хамелеон», «Хирургия», «Жалобная книга», «Брожение умов», «Налим», «Беззаконие», «Пересолил» и др. В этом же ряду должно быть названо несколько замечательных рассказов о детях, стоящих особняком в наследии Чехова-юмориста: «Детвора», «Гриша», «Кухарка женится», «Мальчик» – истории, рассказанные автором с доброй улыбкой. Он писал большие повести, где было место и лирике и грусти (например, «Цветы запоздалые», 1882 г.), рассказы о трудной судьбе разных людей города и деревни («Хористика», «Горе», «Тоска»). В целом они освещены мыслью автора о несбывшихся надеждах и несостоявшемся человеческом счастье.
Многие произведения Чехова нацелено педагогичны – в лучшем смысле этого слова. Он любил убедительно показать травмирующее действие бестактности, несдержанности, беззастенчивости. И тем это результативней, что заключено, как правило, в объемных образах-картинах, весьма далеких от прямого поучения. Чехов всегда искал возможности «воспитывающе влиять» на читателя. Многие произведения Чехова нацелено педагогичны – в лучшем смысле этого слова. Он любил убедительно показать травмирующее действие бестактности, несдержанности, беззастенчивости. И тем это результативней, что заключено, как правило, в объемных образах-картинах, весьма далеких от прямого поучения. Чехов всегда искал возможности «воспитывающе влиять» на читателя.
Своеобразие пьес Чехова замечалось его современниками при первых постановках. Сначала оно воспринималось как неумение Чехова справиться с задачей последовательного драматического движения. Рецензенты говорили об отсутствии «сценичности», о «растянутости», о «недостатке действия», о «беспорядочности диалога», о «разбросанности композиции» и слабости фабулы. Театральная критика всё больше упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического действия. Однако для самого Антона Павловича воспроизведение сферы быта было непременным условием — иначе для него терялся смысл всего замысла. Своеобразие пьес Чехова замечалось его современниками при первых постановках. Сначала оно воспринималось как неумение Чехова справиться с задачей последовательного драматического движения. Рецензенты говорили об отсутствии «сценичности», о «растянутости», о «недостатке действия», о «беспорядочности диалога», о «разбросанности композиции» и слабости фабулы. Театральная критика всё больше упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического действия. Однако для самого Антона Павловича воспроизведение сферы быта было непременным условием — иначе для него терялся смысл всего замысла.
В драматургии Чехова события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. В драматургии Чехова события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Нередко Чехов использует так называемые «случайные» реплики персонажей. При этом диалог непрерывно рвётся, ломается и путается в каких-то совсем посторонних и ненужных мелочах. Однако подобные диалоги и реплики в общем сценическом контексте у Чехова осуществляют своё назначение не прямым предметным смыслом своего содержания, а тем жизненным самочувствием, какое в них проявляется.
Чехов создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приёма под названием «поток сознания». Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них. Чехов создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приёма под названием «поток сознания». Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них. В 1896 году, после провала «Чайки», Чехов, написавший уже к тому моменту несколько пьес, отрёкся от театра. Однако, в 1898 году, постановка «Чайки» Московского Художественного Театра имела огромный успех у публики и критики, что подвигло Антона Чехова на создание ещё трёх шедевров — пьес «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Чехов узаконил рассказ «Остров Сахалин», как одно из самых влиятельных направлений эпоса.
Сайты в интернете, каким-либо способом связанные с А.П.Чеховым. Сайты в интернете, каким-либо способом связанные с А.П.Чеховым. Домашняя библиотека
Евгения Яковлевна Морозова (1835 - 1919 г.г.) - мать А.П.Чехова. Грамоте обучалась дома и недолго. Ей не было еще 12 лет, когда умер ее отец, и она вместе с матерью и сестрой переехала из Шуи в Таганрог. Здесь она была отдана в частный "институт благородных девиц мадам Куриловой", где обучалась манерам, хорошему тону и танцам. Евгения Яковлевна Морозова (1835 - 1919 г.г.) - мать А.П.Чехова. Грамоте обучалась дома и недолго. Ей не было еще 12 лет, когда умер ее отец, и она вместе с матерью и сестрой переехала из Шуи в Таганрог. Здесь она была отдана в частный "институт благородных девиц мадам Куриловой", где обучалась манерам, хорошему тону и танцам. Е.Я. сыграла значительную роль в формировании характеров своих детей. От нее Антон Павлович унаследовал мягкость и отзывчивость. Именно она поддерживала и укрепляла взгляды своего мужа, Павла Егоровича, на образование детей. Разорение мужа и переезд всей семьи в Москву Е.Я. переживала исключительно тяжело, и лишь когда в семью вернулось благополучие, почувствовала себя спокойной. Как в Москве, так и в Мелихове и Ялте она руководила всем домашним хозяйством писателя. Ее всегда отличали ласковость и гостеприимство. Однажды в Мелихове она сказала: "Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему". Умерла она в Ялте, не дожив трех дней до 83-летнего возраста.
Чехов Павел Егорович (1825 - 1898 г.г.), родился в селе Ольховатке крепостным крестьянином. В детстве обучался грамоте в сельской школе, пению по нотам у дьячка и игре на скрипке у регента. В 1840 году учился сахароварению на ольховатском сахарном заводе Черткова. Чехов Павел Егорович (1825 - 1898 г.г.), родился в селе Ольховатке крепостным крестьянином. В детстве обучался грамоте в сельской школе, пению по нотам у дьячка и игре на скрипке у регента. В 1840 году учился сахароварению на ольховатском сахарном заводе Черткова. В 1841 г. выкуплен отцом на волю в возрасте 16 лет и в том же году приписан к мещанам города Ростова. В 1844 г. был определен отцом к таганрогскому купцу И.Е.Кобылину. В 1854 г. женился на Евгении Яковлевне Морозовой, имел шестерых детей: Александра, Николая, Антона, Ивана, Марию и Михаила. Для ведения торговли вышел из мещанского сословия, и 21 июля 1858 г. утвержден в купеческом звании по третьей гильдии, а в 1859 г. - по второй гильдии. Занимался общественной деятельностью по городскому управлению. В 1866 г. утвержден членом торговой депутации. В 1870 г. получил формулярный список. В 1876 г. разорился в связи с общим упадком торговли в Таганроге. Непосредственным поводом для разорения послужила постройка собственного небольшого каменного дома. Бежал от долговой ямы в Москву, где полтора года бедствовал и в 1877 г. поступил на постоянную службу конторщиком к купцу И.Е.Гаврилову. С 1892 г. жил в Мелиховском имении А.П.Чехова, где присматривал за хозяйством, ухаживал за садом, вел дневник. Умер после неудачной операции в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Жена писателя, родилась в г. Глазове в семье инженера. С 1898 в МХТ. Первая исполнительница ролей в пьесах А. П. Чехова (Маша, Раневская - "Три сестры", "Вишневый сад"), М. Горького (Настя - "На дне"). Государственная премия СССР (1943). Жена писателя, родилась в г. Глазове в семье инженера. С 1898 в МХТ. Первая исполнительница ролей в пьесах А. П. Чехова (Маша, Раневская - "Три сестры", "Вишневый сад"), М. Горького (Настя - "На дне"). Государственная премия СССР (1943). Первые ее встречи с Чеховым произошли на репетициях спектаклей МХТ- "Чайка" и "Царь Федор Иоаннович" (9, 11 и 14 сентября 1898 г.). Книппер в пьесе А. К. Толстого репетировала роль Ирины. Лауреат Сталинской премии (1943). Награждена двумя орденами Ленина и двумя другими орденами. Она прожила долгую жизнь. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Прадед - Чехов Михаил Емельянович (середина 18-го, нач. 19 в.в.). Являлся потомком выходцев из Московской Руси, крепостной крестьянин Евдокии Степановны Тевяшовой. Выйдя замуж за Дмитрия Васильевича Черткова, Е.С.Тевяшова принесла ему в приданое свои необъятные острогожские имения, в том числе село Ольховатку, в которой жил М.Е.Чехов. С этого времени Чеховы стали крепостными Чертковых. Михаил Емельянович имел пятерых сыновей: Ивана, Егора, Артема, Семена и Василия. Он был человеком непреклонной воли, детей воспитывал в исключительной строгости. Прадед - Чехов Михаил Емельянович (середина 18-го, нач. 19 в.в.). Являлся потомком выходцев из Московской Руси, крепостной крестьянин Евдокии Степановны Тевяшовой. Выйдя замуж за Дмитрия Васильевича Черткова, Е.С.Тевяшова принесла ему в приданое свои необъятные острогожские имения, в том числе село Ольховатку, в которой жил М.Е.Чехов. С этого времени Чеховы стали крепостными Чертковых. Михаил Емельянович имел пятерых сыновей: Ивана, Егора, Артема, Семена и Василия. Он был человеком непреклонной воли, детей воспитывал в исключительной строгости.