А.С.ПУШКИН"Песнь о вещем Олеге"
Что вы знаете о жизни Древней Руси? Кто такой был вещий Олег? «Песнь о вещем Олеге» основана на летописном предании, приведенным Карамзиным в «Истории государства Российского». Олег - первый киевский князь из рода Рюрика, овладевший Киевом, в который перенес столицу из Новгорода, и подчинивший своей власти ряд славянских племен. После похода в 907 году на столицу Византии, Царьград, во время которого он, по сказанию летописца, прибил в знак победы свой щит на цареградских воротах, получил прозвище Вещий - чародей.
«Песнь о вещем Олеге» Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, «Песнь…» - это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.Во-первых, обращение к историческому прошлому: Как ныне сбирается вещий Олег, Отмстить неразумным хазарам, Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам.
«Песнь о вещем Олеге» Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. При встрече с кудесником князь ведет себя надменно, снисходительно обращаясь к старцу и обещая вознаграждение:Открой мне всю правду, не бойся меня,В награду любого возьмешь ты коня.
«Песнь о вещем Олеге» Во-вторых, таинственный, иногда фантастический ход событий: кудесник обладает таинственным даром предсказания, и оно неожиданно для князя:Твой конь не боится опасных трудов;Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю.И холод и сеча ему ничего…Но примешь ты смерть от коня своего.
«Песнь о вещем Олеге» Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен… Кудесник произносит практически гимн Олегу и его коню, и заканчивает его неожиданной и страшной фразой. Горькая ирония слышится в этой фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен.
«Песнь о вещем Олеге» Прощание с конем - один из самых драматичных эпизодов: Прощай мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся - да помни меня…
«Песнь о вещем Олеге» О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже «кудри их белы, как утренний снег». Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: «Могучий Олег головою поник…». Олег упрекает себя за то, что поверил кудеснику, называя его «лживым, безумным стариком».Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти, а его чувства. Это то самое «сердце у героя». Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:
«Песнь о вещем Олеге» Ковши круговые, запенясь, шипятНа тризне плачевной Олега;Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.
Заключение Проанализировав эту балладу, мы выяснили, что А.С.Пушкин развивает в ней актуальную для поэта тему свободы творчества: «Волхвы не боятся могучих владык…» Обращение Пушкина к истории не было случайным: через прошлое постичь настоящее и будущее – вот цель, которую преследовал поэт.