Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» Урок литературы в 5 классе Тема: «Особенности пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» А.С. ПушкинаСоставитель: Н.А. Плетнева,учитель русского языка и литературы
Термины 1. Эпитет - красочное прилагательное2. Пейзаж - описание природы3. Интерьер описание жилища, внутреннего помещения
История создания стихотворения «Зимнее утро» Стихотворение написано А.С. Пушкиным в 1829 году , в Павловском под Санкт-Петербургом, поэт зимой гостил там с друзьями у родственников
ГИПОТЕЗА - НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕНАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: А.С. ПУШКИН – МАСТЕР ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТРОПЫ. ОН СВЯЗЫВАЕТ ПЕЙЗАЖ С СОСТОЯНИЕМ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Исследование № 1 Лексика стихотворениявечор - вчера нега -наслаждение, удовлетворениеСеверная Аврора - богиня утренней зари у римлян, здесь - зарязапречь - устар. форма глагола «запрячь» Большинство слов просты и понятны в понимании, разные части речи, есть синонимыВывод: лексика стихотворения отличается богатством и разнообразием
Исследование № 2 Адресат стихотворенияКРАСАВИЦАДРУГ ПРЕЛЕСТНЫЙВечор… ТЫ ПЕЧАЛЬНАЯ сиделаДРУГ МИЛЫЙ…берег милыйВывод:Лирический герой относится к адресату, прекрасной девушке, которая находится рядом, с нежностью, заботой, любовью.Лирический герой не одинок.
Исследование № 3 Чувства в стихотворении Вечор (вчера) Печаль, грусть Утро Радость Продолжение утра, день Восторг, призыв разделить радость Вывод: Чувства изменяются от печали до восторга. Есть призыв разделить радость. Близкие люди и в печали, и в радости должны быть вместе
Исследование № 4 Время и пространство в стихотворении ВЕЧЕР контраст У Т Р О
Вся комната янтарным блеском озарена... Утро, комнатаКакой янтарь? Каким блеском?Какая комната?Желтый, яркий, переливающийся, теплый
Зимняя природа
Зимняя прогулка
Эпитеты в стихотворении «Зимнее утро» А.С. ПушкинаПоложительно окрашенныеОтрицательно окрашенныепрелестный, чудесный,великолепными, прозрачный,веселым, янтарным,милый (друг),милый (берег)мутном, мрачные,печальная, пустые, 8 эпитетовВывод: Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Есть связь с пейзажем
Результаты исследований В стихотворении много эпитетов, помогающих поэту описать прекрасную картину, которая его окружает: интерьер комнаты, пейзаж. Положительных эпитетов наблюдаем больше, чем отрицательных. Описание природы поэт связывает с чувствами лирического героя. Это описание яркое и образное настолько, что мы проникаемся эмоциями лирического героя, который сначала печалится, а потом радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом. Можно утверждать, что А.С. Пушкин – величайший мастер пейзажной лирики
Домашнее задание: 1. Выучить стихотворение, 2. Закончить работу на карточке.3. Повторить определение тропов: эпитета, метафоры, олицетворения4.1. Ответить на вопрос: «Какой пейзаж в стихотворении самый поэтичный?» , свое мнение объяснить4.2. Написать отчет о проведенных исследованиях на уроке 4.3. Сочинить стихотворение «Зимнее утро»
Спасибо за внимание!
Тест по изученному на уроке 1. Когда А.С. Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро»?2. Сколько времен в стихотворении?3. Сколько пространств?4. В каком значении употреблено слово «вечор»?5. Блеск какого камня упоминается в стихотворении?6. Каких тропов в стихотворении больше всего?7. Назовите два тропа, употребленных поэтом в строке «Трещит затопленная печь»8. Как изменяются чувства лирического героя от начала к концу стихотворения?