А.С. Даргомыжский: жизнь и творчество великого композитора презентация к уроку или внеклассному мероприятию
Презентация выполнена преподавателем Презентация выполнена преподавателем Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Котовская детская школа искусств» Юровой Светланой Анатольевной
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» - писал А.С. Даргомыжский в одном из своих писем. Александр Сергеевич Даргомыжский - основоположник реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений. Один из них - М.П. Мусоргский назвал Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
История семьи Даргомыжских Отец будущего композитора, Сергей Николаевич Даргомыжский, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского и владел землями в Смоленской губернии. Мать Александра Сергеевича Даргомыжского, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е — 30-е годы, живо интересовалась французской культурой.
История семьи Даргомыжских
История семьи Даргомыжских Младшая сестра А.С. Даргомыжского – Эрминия
Переезд в Петербург В 1817 году семья переселилась в Петербург, где его отец получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а Саша Даргомыжский начал заниматься музыкой. Его первой учительницей фортепиано была Луиза Вольгеборн.
Занятия музыкой Вскоре Саша Даргомыжский начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Саши был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля. Достигнув определённого мастерства, Александр начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке (обучал его крепостной музыкант Воронцов). Даргомыжский в качестве скрипача играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.
А.С. Даргомыжский и М.И. Глинка Весной 1835 года Александр Сергеевич Даргомыжский познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой, с которым музицировал на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка помог Даргомыжскому с изучением музыкально-теоретических дисциплин, передав ему конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена. Их дружба продолжалась долгих 22 года (до самой кончины Глинки в 1857 году).
Первая опера «Эсмеральда» Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать своё первое крупное сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа». Однако вскоре Даргомыжский меняет литературный источник и обращается к другому произведению того же автора - «Собор Парижской Богоматери», популярному в то время в России. Так в 1841 году появилась первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», пролежавшая в дирекции императорских театров несколько лет. После премьеры в 1848 году быстро сошла со сцены и была всеми забыта.
Первое путешествие в Европу В 1843 году композитор уходит в отставку, а вскоре (1844) уезжает за границу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 году в Россию, композитор увлекся изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848 году.
Опера «Русалка» Опера создавалась в период 1848—1855 годов. В основе - сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике».
Общественная работа Через некоторое время композитор сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина. В 1859 году его избирают в руководство только что основанного Петербургского отделения Русского музыкального общества. Он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милей Алексеевич Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»).
Опера «Каменный гость» Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа над ней затянулась на несколько лет. Она прерывалась второй заграничной поездкой композитора в Европу. Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя».
Опера «Каменный гость» Цезарь Кюи
Опера «Каменный гость» Н.А. Римский-Корсаков
Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.
Значение творчества композитора А.С. Даргомыжский является создателем первой русской оперы в жанре бытовой психологической драмы («Русалка») и ариозно-декламационного стиля (опера «Каменный гость»). Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. В ряде произведений этого жанра ярко проявился комический талант композитора («Червяк», «Титулярный советник» и др.)
Значение творчества композитора Для оркестра композитором создано четыре произведения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все — начало 1860-х). Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.
Значение творчества композитора В XX веке интерес к музыке возродился: оперы А. Даргомыжского ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», записанную Е. Ф. Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.
Информационные ресурсы Канн-Новикова Е. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском/Рассказы о музыке для школьников. – 1976. – 128 с. Козлова Н. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. - М.: «Музыка», 2002.- с.66-79. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – с.97-127. Даргомыжский Александр Сергеевич. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Заставка http://afisha.altune.ru/fony-dlya-prezentacii-powerpoint-detskie.html Фото, картинки http://www.yandex.ru/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!