Имя Александра Блока – одно из самых магических и в то же время самых по – человечески притягательных имен в русской поэзии. Еще при жизни поэта оно стало легендой. Трудно назвать в xx столетии другого поэта, который бы так смело сумел заглянуть в человеческую душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством социальной справедливости. Имя Александра Блока – одно из самых магических и в то же время самых по – человечески притягательных имен в русской поэзии. Еще при жизни поэта оно стало легендой. Трудно назвать в xx столетии другого поэта, который бы так смело сумел заглянуть в человеческую душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством социальной справедливости. Первый момент поэтического самосознания Блока, его начало как большого русского поэта, мы ведем от «Стихов о Прекрасной Даме». Перед революцией у Блока вышел первый сборник стихов. Он с успехом заканчивал университет, впервые поселился с женой отдельно от матери. В это время им написана знаменитая «Незнакомка».
Гениальный русский художник рубежа XIX – XX веков Михаил Александрович Врубель – мастер универсальных возможностей. Прославившего свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства:живописи, графике, декоративной скульптуре, театрально – декорационном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Гениальный русский художник рубежа XIX – XX веков Михаил Александрович Врубель – мастер универсальных возможностей. Прославившего свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства:живописи, графике, декоративной скульптуре, театрально – декорационном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.
В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку». В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку». Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную – но все – таки несомненную достоверность описанного им фантастического события. Впоследствии Блок объяснил, где он видел въявь свою незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля.
«…Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это не вовсе дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…» «…Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это не вовсе дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…»
Блок опять совершенно недвусмысленно утверждает, что стихи и картины Врубеля возникли на некоей общей почве. Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов. Блок опять совершенно недвусмысленно утверждает, что стихи и картины Врубеля возникли на некоей общей почве. Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов. Весь его внутренний обиход, его «миры» связаны не только со словом, но и с цветом, с определенными явлениями живописи.