Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «пророк» (1874г.) Не говори: "Забыл он осторожность!Он будет сам судьбы своей виной!.."Не хуже нас он видит невозможностьСлужить добру, не жертвуя собой.Но любит он возвышенней и шире,В его душе нет помыслов мирских."Жить для себя возможно только в мире,Но умереть возможно для других!" Так мыслит он - и смерть ему любезна.Не скажет он, что жизнь его нужна,Не скажет он, что гибель бесполезна:Его судьба давно ему ясна...Его еще покамест не распяли,Но час придет - он будет на кресте;Его послал бог Гнева и ПечалиРабам земли напомнить о Христе.
Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю.Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому «Пророк».Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой.Так же слово «пророк» употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.
В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить их.
Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как времена переменились - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин"), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка :"Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!» и пророка «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других". Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.
Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом стихотворении находятся переклички с цитатами «Евангелия», то есть обращаются к библейской мифологии: «шестикрылый серафим», «он будет на кресте», «вечный судия дал всеведенье пророка», «божьей пищей». У всех 3-х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать. Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы «духовной жаждой», «худы и бледны», они посланники «Гнева и Печали», им «смерть любезна».
Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина и Лермонтова.
Художественные средства, используемые Некрасовым. Повтор:Оксюморон:Метафора: Повтор местоимений: он-8 раз, его – 4 раза.Используются краткие страдательные причастия: «Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна..» «Его судьба давно ему ясна...Его еще покамест не распяли,Его послал бог Гнева и Печали…»
Вывод Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке. Некрасову, как демократически настроенному поэту важно было подчеркнуть святость дела, которому служили революционеры, и их самоотверженность в борьбе за торжество справедливости. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более - как пример величайшего подвига - самопожертвования во имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами.