Александр Сергеевич Грибоедов«Горе от ума»«Горе от ума» - «…и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И. Гончаров). Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии.Молодое поколение, разные его представители (Чацкий, Софья, Молчалин).Значение названия комедии. Авторская позиция и особенности её воплощения в комедии.
Списки комедии "Горе от ума", распространявшиеся в разных концах страны на протяжении 1820—30-х
Эпоха, изображённая в комедии "Горе от ума"1-ая четверть XIX века. Победоносно закончена война 1812 года. Но русский народ - победитель Наполеона и освободитель Европы - по-прежнему скован цепями крепостничества, позорным рабством, тормозившим развитие России. Это положение народа не оставляет равнодушными многих прогрессивно настроенных людей - атмосфера российского общества проникнута настроениями ожидания, перемен, реформ, которые никак не может осуществить нерешительное правительство Александра I. Новые настроения и идеи вылились в создание декабристских обществ. Наступила эпоха декабризма, так трагически завершившаяся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.Главный герой комедии "Горе от ума" Александр Андреевич Чацкий - представитель этой эпохи, впитавший в себя её идеи и настроения.
Образ Чацкого в трактовке выдающихся людейПетр Вяземский: Чацкий вообще "похож на Стародума. Благородство правил его почтенно, но способность, с которой он с ходу проповедует , утомительна… В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного…". "При всем остроумии, при всей бойкости речи своей, Чацкий тот же Репетилов: только из другого лагеря. "Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…", - это свидетельство намерения пойти в революцию.
Образ Чацкого в трактовке выдающихся людейЧацкий - недалекий малый, который напитался умом и остротами Грибоедова: "Первый признак умного человека - с первого взгляду знать с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб."В пьесе каждый волен видеть что-то свое, и даже его видение по ходу работы над ней сильно изменилось: "Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его. Впрочем… в превосходном стихотворении многое должно угадывать; не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя".
Особенности конфликтаДве комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой; это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел. И.Гончаров «Мильон терзаний»
2 конфликта в комедииЛюбовный конфликт
2 конфликта в комедии Общественный конфликтПротивостояние между «веком нынешним» и «веком минувшим»: Чацкий – фамусовская МоскваЭкспозиция: «А что ваш батюшка?..»Завязка: «И точно начал свет глупеть…»Экспозиция, развязка: «В той комнате незначащая встреча» (все кружатся в вальсе).Развитие: «А судьи кто?..»
Любовный конфликт – общественный конфликт: 2 линииПараллельное 2-х линий.Любовный кофликт получает разрешение, общественный – в рамках комедии не получает разрешения.Одновременно – 4 действие
Герои драматургических произведений
Своеобразие литературного метода
Авторская позиция и особенности её воплощения в комедии
Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" "...Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя - больше всего комедия - какая едва ли найдётся в других литературах...""Горе от ума"... - гениальная русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором "жизни нет"; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных"..
Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"Н.К.Пиксанов:"По существу, "Горе от ума" следовало бы назвать не комедией, а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении.<...> Реализм "Горя от ума" - это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщённый, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветлённый".А.А.Лебедев: "Горе от ума" всё пропитано стихией смеха…Стихия комического в "Горе от ума" - стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и "лёгкий юмор", "трепещущая ирония", даже "вроде ласкающий смех" и тут же "едкость", "желчь", сатира. ...Трагедия ума, о которой идёт речь в комедии Грибоедова, освещена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в "Горе от ума" и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего..."
Аргументы в пользу комедии Главный приём - комические несоответствия:Комический эффект создаёт пародийный образ Репетилова. Комические ситуации: "разговор глухих"Приём гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого.
Аргументы в пользу драмы Драматический конфликт героя и общества.Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.Выводы: Сочетание в пьесе комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – рассматриваются в тесном соединении друг с другом.Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.
Памятник А.С. Грибоедову в Москве. 1959. Горельеф на постаменте (узнай героя)
Памятник А.С. Грибоедову в Москве. 1959 Горельеф на постаменте (узнай героя)