Александр Блок - поэт "Серебряного века". В истории становления истинной настоящей российской культуры "серебряный век" занимает одно из особых мест. Александр Блок в свою очередь является ярчайшим представителем этого времени.
О, Я ХОЧУ БЕЗУМНО ЖИТЬ!ВСЕ СУЩЕЕ – УВЕКОВЕЧИТЬ, БЕЗЛИЧНОЕ – ВОЧЕЛОВЕЧИТЬ,НЕСБЫВШЕЕСЯ – ВОПЛОТИТЬ!
ВЕДЬ Я С МОЛОКОМ МАТЕРИ ВПИТАЛ В СЕБЯ ДУХ РУССКОГО ГУМАНИЗМАСемья ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова.
Первое собрание стихотворенийПервый том (1897-1904)Цикл «Распутья»;Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»Второй том(1904-1908)Цикл «Пузыри земли»;Цикл «Город»Третий том(1907-1916)«Это все о России»
Блок раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: “...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — “трилогия вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...— к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..)”.
Центральный цикл первого тома — “Стихи о Прекрасной Даме”. Это и есть то “мгновение слишком яркого света”, о котором Блок писал А. Белому. Александр Блок и Андрей Белый
«Прекрасная Дама»Заря, звезда, солнце, белый цвет-?Размыкание кругов -?Ветер -?Утро, весна -?Зима, ночь - ?Синий, лиловый мир -?
История земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философскии миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы — противопоставление “земного” (лирический герой) “небесному” (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, “встрече”, в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды — и сомнения в них, ожидание любви — и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы — и допущение того, что он может быть искажен (“Но страшно мне: изменишь облик Ты”).
«Вхожу я в темные храмы…»Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?Какими средствами она создается?Каковы предметный ряд стихотворения, его цветовая гамма?Каким предстает лирический герой стихотворения?Прорисован ли облик Прекрасной Дамы?Какими средствами создается ее образ?
Из истории символизма18 сентября 1886 Париж. Газета «Фигаро» Человеческое восприятие мира несовершенно, поэтому изображаемая действительность ошибочнаТайны мира можно постичь лишь эмоционально и интуитивноОтражением этой «высшей истины» и одновременно способом её постижения является символ-намек Жан Мореас «Манифест символизма»
Поэтика намеков, оттенков.Понятие символа как образа. Символ как многозначное иносказание
Элегии в живописинет исторической конкретности («это просто красивая эпоха»)колорит построен на созвучии больших цветовых пятенмягкий приглушенный цветмотив оваламузыкальность линий
Философ Владимир Соловьев:Идеалистическое, религиозное отношение к действительностиИдеи о порочности мираИдеи о спасительнице мира СОФИИМИРОВАЯ ДУШАВечная женственность
ШАХМАТОВОИ серый дом, и в мезонинеВенецианское окно,Цвет стекол - красный, жёлтый, синий,Как-будто так и быть должно.
ИСПЕПЕЛЯЮЩИЕ ГОДЫ!БЕЗУМЬЯ ЛЬ В ВАС, НАДЕЖДЫ ЛЬ ВЕСТЬ?ОТ ДНЕЙ ВОЙНЫ, ОТ ДНЕЙ СВОБОДЫ – КРОВАВЫЙ ОТСВЕТ В ЛИЦАХ ЕСТЬ.
В ТЕ ГОДЫ ДАЛЬНИЕ ,ГЛУХИЕ,В СЕРДЦАХ ЦАРИЛИ СОН И МГЛА:ПОБЕДОНОСЦЕВ НАД РОССИЕЙПРОСТЕР СОВИНЫЕ КРЫЛА.В ТЕ НЕЗАПАМЯТНЫЕ ГОДЫБЫЛ ПЕТЕРБУРГ ЕЩЕ ГРОЗНЕЙ,ХОТЬ НЕ ТЯЖЕЛЕ, НЕ СЕРЕЙПОД КРЕПОСТЬЮ КАТИЛА ВОДЫНЕОБОЗРИМАЯ НЕВА…