Путешествие в страну Металлию Обобщающий урок в 9 классепо теме «Металлы»Составила Будаева Л.Н.
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала,развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
Семь металлов создал свет,По числу семи планет:Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро,Злато, олово, свинец.Сын мой, сера им отец!И спеши, мой сын, узнать:Всем им ртуть родная мать!
Цель нашего путешествия-соревнования повторить, систематизировать ваши знания о металлах, их свойствах, способах получения, коррозии металлов и способах борьбы с ней.
Наше путешествие будет проходить по плану: 1. Приглашение в путешествии (3 мин.)2. Разминка. (5 мин.)3. « Составь правильно линию» (10 мин.)4. «Правильный выбор» (10 мин.)5. « Внимание! Коррозия» (5 мин.)6. Домашнее задание. (3 мин.)7. Подведение итогов (4 мин.)
Задание № 1. Разминка. Наше первое задание - метаграмм. Нужно не только назвать зашифрованные металлы. Но и определить к каким элементам: s-, р-, или d-элементам они относятся, какова активность этих металлов. На выполнение задания (5 мин.). Побеждает экипаж, который первый разгадает метаграммы и сможет ответить на все вопросы. Члены других экипажей могут дополнять ответы соперников.
Метаграммы – это загадки, в которых в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки.
1. Я - горная область на нашей планете,Повсюду известны богатства мои.Но ежели Л на Н мне заменишь, Среди актиноидов меня уж ищи.
2. Корабли меня обходят:Знает лоцман наизусть.Если Л на Д заменят,То металлом окажусь.
3. Элемент четвертой группыПеред всеми на виду.Стоит Т на Р исправить,Будет деспот наяву.
4. Два элемента химическихВ метаграмме я загадал:С Х – элемент металлический,Ну а с В – я уже неметалл.
5. Живут два братца в микромире, Свойства их полезно знать.У А – восьмерка на квартире,У О – квартира сорок пять.
6. Менделеев первым меня предсказал, Французский ученый название дал. Если в нем первую букву заменишь, Место в системе мне быстро изменишь.
Проверка: Урал – уранмель – медьтитан – тиранхром – бромгаллий – таллийгаллий – таллий
Задание № 2. «Составь правильно линию» В стране Металлия в области «металлургия» переполох. Перепутались химические процессы. Ваша задача: правильно составить линию, т.е. сопоставить правую и левую части уравнения, а так же название процесса. Время работы: 10 минут.
Задание №3 «Правильный выбор» Необходимо: правильно составить код. Перед вами восемь тестов - вопросов о свойствах металлов.
Взаимопроверка Критерии оценок:8 ответов- «5»; 7 ответов- «4»; 6, 5 ответов- «3».
Задание №4. Внимание! Коррозия металлов!» 1. Что такое коррозия? Какие виды коррозии вы знаете? 2. При каких условиях коррозия протекает особенно интенсивно?3. Как можно замедлить коррозию металлов?
4. Очень чистый цинк не растворяется в разбавленной H2SO4, a если прибавить несколько капель СuSO4 начинает энергично выделятся водород. Объясните это явление.5. Почему лужённый бак в местах повреждения быстро ржавеет, а оцинкованный при тех же условиях не разрушается?6. Почему считают, что рядом со стальной коронкой не рекомендуется ставить золотую?
Кроссворд «Семь металлов»НАЙДИТЕ СЕМЬ МЕТАЛЛОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАСПОЛОЖИТЬСЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ (5) И ПО ДИАГОНАЛИ (2)
5. Домашнее задание: Кроссворд «металлы» для группы. Каждый самостоятельно составляет кроссворд по теме «металлы», состоящий из не менее 20 терминов.