Сформировать представление о строении атома и молекулы азота. Сформировать представление о строении атома и молекулы азота. Рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР. Показать значение азота как биогенного элемента.
История открытия История открытия Нахождение в природе Строение и свойства атома и молекулы Физические и химические свойства Получение и применение
1772г. К.Шееле и Г.Кавендиш получили азот 1772г. К.Шееле и Г.Кавендиш получили азот Д.Резерфорд описал получение и свойства 1787г. Лавуазье предложил название азот – «безжизненный» (а – нет, зоэ – жизнь) Многочисленные названия: нечистый гас, удушливый гас, септон, испорченный воздух, огорюченный воздух, селитрород, гнилотвор, смертельный гас, нитроген и др.
2 период, 5 группа, главная подгруппа 2 период, 5 группа, главная подгруппа
Li3N, Ca3N2, AlN, H3N Li3N, Ca3N2, AlN, H3N N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5.
N N N N
Газ без цвета, запаха и вкуса Газ без цвета, запаха и вкуса Плохо растворим в воде Немного легче воздуха Tºпл.= -210ºС Tºкип.= -196ºС
Окислительные N20 2N-3 Окислительные N20 2N-3 При нагревании с другими металлами(Ca, Al, Fe) При комнатной tº только с Li *При высокой tº, р, kat (Fe, оксиды Al, K) с H2
N2+3H2 2NH3 +Q N2+3H2 2NH3 +Q Обратимая Соединения Экзотермическая Гомогенная Каталитическая с N2 и H2 увеличить tº уменьшить р увеличить
Применение Применение Получение аммиака Создание инертной атмосферы Создание низких температур Насыщение поверхности стали для повышения прочности Получение В промышленности – из жидкого воздуха В лаборатории – разложением неустойчивых соединений азота
Газ без цвета , вкуса и запаха Газ без цвета , вкуса и запаха Молекула двухатомна Содержание в воздухе 78 % В лаборатории получают разложением KMnO4 и H2O2 В промышленности – из жидкого воздуха Химически малоактивен Взаимодействует почти со всеми простыми веществами С ним связаны процессы дыхания и фотосинтеза Является составной частью белков Участвует в круговороте веществ в природе
O2 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10. « 5 » O2 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10. « 5 » N2 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10. « 5 » 1-2 ошибки « 4 » 3-4 ошибки « 3 » 5 ошибок и более « 2 »
Параграф №23 , выполнить задания 1,3 на странице 111 Параграф №23 , выполнить задания 1,3 на странице 111 Составить рассказ на тему: «Путешествие азота в природе» Ответить на вопросы: Как можно доказать опытным путём, что в воздухе есть азот? Для перевозки овощей и фруктов на дальние расстояния используют рефрижераторы, в которых в качестве хладоагента используют жидкий АЗОТ. На каких свойствах это основано?