«Я знак бессмертия себе воздвигнул…» М.В. Ломоносов ВыполнилиучительМОУ «СОШ №19»Гузенкова М.Н.
Звезда первой величины «Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью. Многие звёзды украшали русское небо 18-го столетия. Звездою первой величины явилась слава Михайла Ломоносова». Борис Шергин «Изящные мастера»
Родина М.В. Ломоносова Михайло Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии, Куростровской волости Двинского уезда, в деревне Мишанинской.
Родина М.В. Ломоносова Мишанинская располагалась на острове на реке Северная Двина. Крестьяне жили там небедно. Они обрабатывали землю, добывали рыбу и морских зверей (тюленей, моржей) в Белом море. «Нас река да море кормят»,- говорили они.
Отец М.В. Ломоносова Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Он был известен всей округе как человек состоятельный, одним из первых на Севере приобрёл морское судно – гукор под названием «Чайка». Он оснастил судно так, как это делали голландские моряки.
Дорога в Москву Учиться грамоте Михайло начал в 12 лет, но «дивное устройство окружающей природы» волновало его. Когда Ломоносову шёл 19-й год, зимой 1730 года, он ушёл без ведома отца с рыбным обозом в Москву. Для этого он занял у соседа, Фомы Шубного, тулуп и 3 рубля денег.
Славяно-греко-латинская академия Обоз с мороженой рыбой шёл из Холмогор в Москву около трёх недель. Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение. Чтобы поступить туда, ему пришлось скрыть своё крестьянское происхождение: он приобрёл подложный паспорт и выдал себя за сына дворянина.
Славяно-греко-латинская академия Зачислили его в 1 класс, где изучали латинский язык, который был нужен для дальнейшей учёбы. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет! Ломоносову платили жалованье: 90 копеек в месяц, 10 рублей в год. Другим помогали родители, а сбежавшему из дома Михайле стыдно было обращаться к отцу. Так и жил на 3 копейки в день, но учёбу не бросил.
Учёба в Петербурге В конце 1738 года в Московскую Академию пришёл приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для учёбы при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов.
Учёба в Германии В 1738 году Ломоносов в числе трёх учеников был послан в Германию для продолжения учёбы. Он был зачислен в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии, философии.
Учёба в Германии В 1739 году Ломоносов с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили горному делу. В общей сложности за рубежом он прослушал курсы по 16 научным дисциплинам.
Силлабо-тоническое стихосложение В 1739 году (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и прилагает к ней письмо «О правилах российского стихосложения» и отправляет всё это в Петербург в Российское собрание при Академии наук. Это было как гром среди ясного неба! Появилась силлабо-тоническая система, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках. Появились такие размеры, как ямб, хорей и другие.
Оды М.В. Ломоносова Излюбленным жанром Ломоносова в поэзии стала ода (хвалебная песнь). В своих одах он воспевал любовь к родине, русским людям, к науке. В «Оде на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» он прославляет науку и образование.
Возвращение на родину В 1742 году М.В. Ломоносов возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию наук на должность адьюнкта, помощника профессора. Позади годы ученья, теперь за дело!
Служба в Академии наук Но работать было сложно. Против Ломоносова ополчилась группа профессоров-иностранцев во главе с Шумахером, руководившем Академией. Они не могли простить крестьянскому сыну его гениальности. Они не выплачивали ему во время жалованье, а однажды даже посадили под домашний арест на 8 месяцев.
М.В. Ломоносов и русский язык Ломоносов знал и любил русский язык. Он заложил основы современного разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка. Это «Российская грамматика» и «Краткое руководство к риторике». Многие поколения русских людей учились по этим учебникам.
Заслуги М.В. Ломоносова Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы в Академии велось обучение на русском языке, а не на латыни. Благодаря его усилиям в 1755 году в Москве был открыт первый в России университет, который сейчас носит его имя.
Мозаика М.В. Ломоносова Ломоносов возродил древнерусское искусство – мозаику (изображение какой-либо картины из камней: смальты или керамики). В его мастерской создавалась картина «Полтавская битва». К сожалению, сохранились лишь фрагменты этой мозаики.
Разнообразие интересов М.В. Ломонос ова «Трудно назвать какую-либо отрасль из существующих в XVIII веке, в какую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, истории, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он создал капитальные труды, совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время», - сказал академик Келдыш.
Приложение I. Ответьте на вопросы:1) Назовите место рождения Ломоносова.2) Как называлось судно Василия Дорофеевича Ломоносова?3) Сколько денег одолжил Ломоносову его сосед Фома Шубный?4) Как называлось учебное заведение, в которое Ломоносов поступил учиться?5) Каким было «жалованье» ученика в этом учебном заведении в месяц, в год?6) Сколько учеников было отправлено учиться за границу?7) Какая система стихосложения связана с именем Ломоносова? Расскажите о ней.
Приложение 8) Назовите основные размеры стихов.9) Какое звание было присвоено Ломоносову в академии? Как оно звучит на русском языке?10) Сколько месяцев находился Ломоносов под домашним арестом?11) Какое древнерусское искусство возродил Михаил Ломоносов?
Приложение Ответы на вопросы:Деревня Мишанинская;«Чайка»;3 рубля;Московская Славяно-греко-латинская академия;90 копеек в месяц, 10 рублей в год;3 ученика;Силлабо-тоническая; система, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках;Двусложные: ямб, хорей; трёхсложные: дактиль, анапест, амфибрахий;Адьюнкт, помощник профессора;8 месяцев;Мозаика.
Приложение II. Прочитайте фрагмент из стихотворения Ломоносова. Как оно называется? Какой известный поэт XIX века продолжил эту тему?Я знак бессмертия тебе воздвигнулПревыше пирамид и крепче меди,Что бурный Аквилон сотреть не может,Ни множество веков, ни едка древность.Не вовсе я умру; но смерть оставитВелику часть мою, как жизнь скончаю.Я буду возрастать повсюду славой,Пока великий Рим владеет светом…
Приложение III. Вставьте пропущенные слова в оду М. В.Ломоносова:… юношей питают,Отраду … подают,В счастливой жизни украшают,В … случай берегут,В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде,Среди народов и …,В …шуму и наедине,В покое сладки и труде.
Приложение IV. Закончите строку стихотворения Ломоносова:О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов…
Приложение 2) Лице твоё скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь, Взошла на горы чёрна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна звёзд полна,
Приложение Ответы:II. «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»; А.С. Пушкин «Памятник»;III. науки, старым, несчастный, пустыне, градском;IV. 1) «Российская земля рождать»; 2) «Звёздам числа нет, бездне дна».
Приложение V. Знаете ли устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова?У желны: а)2 ноги; б) 4 ноги; в)6 ног?Что такое ланиты: а) ткань; б) цветы; в) щёки?Вран – это: а) враг; б) врун; в) ворон?Пестун – это: а) палец; б) наставник; в) пистолет?Что такое полушка? Сколько копеек в полушке: а) 10; б) ½; в)1/4?
Приложение 6) Для чего использовался дощеник: а) для плавания; б) для захоронения; в) для письма?7) Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) хорошо знать языки?8) Покажите десницу.9) Что делали крестьяне, когда орали: а) кричали; б) пахали; в) пели?10) Простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки?11) Покажите длань.
Приложение Ответы:V. 1) а (желна – это дятел. 2 ноги);2) в;3) в;4) б;5) в (серебряная монета);6) а (плоскодонное парусное вёсельное судно);7) в (переводчик);8) правая рука;9) в (с непокрытой головой);10) ладонь.
Литература Литература в школе. – 2000., №3.Интернет-ресурсы.Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.Литература 7класс. – 2002., I ч.Литература 9 класс. – 2007., I ч.