Запорожская Сечь Составитель :Кондратьева Е.А., учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории
Запорожская Сечь для казака- духовный центр степного вольного рыцарства и надёжно защищённый стольный град всего казацкого Запорожья, где находилась резиденция казацкий старшин и само боевое братство.
Своеобразным оберегом запорожского казачества стала белая покрова Божьей Матери. Священной для каждого казака была Покровская церковь на Сечи, от её порога запорожцы выступали в поход, к сечевому храму и возвращались.
Военную, гражданскую и духовную власть на Сечи возглавлял кошевой атаман. Авторитет предводителя (его часто уважительно именовали «батьком») среди казаков был очень высок.
Клейноды –атрибуты власти старшин, военные значки, штандарты, флаги высоко ценились в казацкой среде.
Запорожские казаки умело владели всеми видами оружия. В качестве него нередко использовали даже орудия труда- косы, топоры, ножи. Неразлучной спутницей казаков была сабля.
Конь для казака - верный спутник, неразлучный товарищ, брат родной. Запорожские казаки были непревзойдёнными мастерами джигитовки. Во время игровых поединков на лошадях они демонстрировали удаль, отвагу и ловкость.
Запорожцы делились на казаков-сечевиков и казаков-зимовчаков. Сечевики жили в казармах-куренях, а зимовчаки – на хуторах. Казаки-зимовчаки снабжали своих боевых побратимов продовольствием и часто сражались вместе с сечевиками против общего врага.
И в походе, и на хуторе, и у себя в курене запорожец был сам себе и ловец, и швец, и плотник, и кузнец, и шорник.
Воз был и транспортом, и домом, и крепостью, и боевым средством.
«Сечь – мать, вот , где надо помирать»,-говорили запорожские казаки.
Спасибо за внимание!