Урок истории в 10 классена тему:Вторжение крестоносцев. Александр Невский. Автор - разработчик:Галитбарова Ирина Михайловна,учитель истории МКОУ «Малоатлымская CОШ»
Данный урок является 23 в системе уроков в разделе «Русь в XII-XV в.в.»На изучение данной темы отводится 1 час.
Цель: раскрыть значение личности Александра Невского в истории Руси.Задачи: Рассказать о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами. Провести сравнительный анализ битвы на реке Неве и Чудском озере. Доказать, что Александр Невский не только хороший полководец, но и «дальновидный политик».
Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, проблемный. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности устные. Схема взаимодействия на уроке
План изложения учебного материала 1. Вторжение с севера-запада.2. Невская битва.3. Ледовое побоище. Важнейшие даты. 15 июля 1240 год- Невская битва. 5 апреля 1242 год- битва на Чудском озере(Ледовое побоище).
Выдающиеся личности. Александр Невский. Оборудование. Карта «Русские земли в XII-XIII вв.», карты битв в учебнике, параграф 20.Мультимедийное оборудование.
Ход урока. Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда.
1. Вождь монголо-татар
1. Вождь монголо-татар
2. Все взрослое население делилось на ….
2. Все взрослое население делилось на ….
3. Название реки, где русские дружины потерпели поражение в битве в 1223.
3. Название реки, где русские дружины потерпели поражение в битве в 1223.
4. Название простых соплеменников монголо-татар
4. Название простых соплеменников монголо-татар
5. Старейшины племени
5. Старейшины племени
6. Отборная гвардия монголо-татар
6. Отборная гвардия монголо-татар
По вертикали: мужское имя
По вертикали: мужское имя
Вступительное слово учителя, сообщение ученика о личности Александра Невского.(Показ сопровождается презентацией)Сообщение о Тевтонском ордене, меченосца.(Показ сопровождается презентацией)
Постановка проблемного вопроса. Почему Александр Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора монголо-татарским войскам?
Работа в группах. Задание 1 группе. Страница учебника 129-130 прочитать о натиске с севера-запада. Задание 2 группе. Страница учебника 130-131 прочитать «Битва на Чудском озере».
Работа в группах. Вопросы 1 группе. Кто одновременно с монголо-татарами обрушились на Русь с запада?Цель их нашествия?Пользуясь картой учебника на стр. 131, расскажите о битве со шведами.Как после победы над шведами стали называть князя Александра? Вопросы 2 группе. Когда произошла битва на Чудском озере?Пользуясь картой учебника на стр. 131, расскажите о битве с немецкими рыцарями.Как называлось построение немецких рыцарей?Итог битвы.
Итог урока. Назовите главные причины эффективности отпора на западе. Докажите, что Александр Невский не только хороший полководец, но и «дальновидный политик».Ответ на поставленный проблемный вопрос.