В.Перов Спор о вере. В.Перов Спор о вере Власть и церковь в XVII веке . Церковный раскол.
Кто эти люди? Чем они связаны между собой, или, наоборот, разъединены? Подготовь ответ к концу урока.
В чем выражалась власть патриарха в России XVIIвека? Как относились русские к представителям других религий? Ответить на эти вопросы можно, прочитав текст учебника на стр. 60-61.
Роль церкви в России XVII века. Безусловный авторитет церкви среди населения Активная поддержка церковью государственной ( царской) власти Рост влияния патриархов на правителей: Филарета на Михаила Федоровича Никона на Алексея Михайловича
Алексей Михайлович, царь «Тишайший»
Патриарх Никон (1605-1681г)
Реформы патриарха Никона. (1653-1655)
Определяющая цель реформ: приведение обрядов русской православной церкви к единым обрядам православного мира
Церковные обряды ДО РЕФОРМЫ Ошибки в написании ряда слов Священном писании ( например Исус) Двуеперстное крещение (т.е. двумя пальцами( перстами) Малые поклоны в церкви Крестные ходы в направлении против солнца Возглас «Аллилуйя» в честь Святой Троицы произносится дважды ПОСЛЕ РЕФОРМЫ Исправление ошибок с тексте Священного писания Трехперстное крещение ( три сложенных пальца означают «соединение Троицы: Отца, Сына и Святого духа) Поясные поклоны в церкви Крестные ходы в направлении по солнцу Возглас «Аллилуйя» произносится трижды
Никон и царь «Тишайший»: от поддержки до опалы
Попытка патриарха Никона усилить свою власть в условиях укрепления самодержавия Опале патриарха Никона
Русское общество и церковная реформа Приняли новые обряды часть населения , поддержавшая патриарха Никона и царя Алексея Михайловича ЦЕРКОВНЫЙ Воспротивились новым обрядам часть населения, оставшаяся верными старым церковным обрядам ( старообрядцы) РАСКОЛ
Представители старообрядчества в XVII веке: Протопоп Аввакум и Федосья Морозова
Аввакум и его последователи
Трагедия боярыни Морозовой
Выступления старообрядцев. УЧАСТНИКИ :представители разных сословий России ФОРМЫ ПРОТЕСТА: отказ признавать реформу, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооруженное сопротивление воеводам, голодные смерти, акты самосожжения ГЕОГРАФИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ: Москва, Дон, Соловецкие острова ИТОГИ ВЫСТУПЛЕНИЙ: жестокое подавление выступлений властями
Политика властей по отношению к старообрядцам Формы наказаний
Действия старообрядцев по сохранению веры Церковный собор 1667 года поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Несмотря на преследования властей старообрядцы сохранили свою веру, продолжали переписывать и издавать дореформенные книги, лить металлические иконы. Большинство старообрядцев переселились в отдаленные территории, в глухих лесах создавали монастыри( скиты). По переписи населения 1897 года в России старообрядцев насчитывалось 2 204 596 тысяч. Большинство из них проживали в Нижегородской, Амурской, Тобольской и др. губерниях России
Старообрядцы от Аввакума до наших дней.
АЛТАЙСКАЯ «ЗАТВОРНИЦА» АГАФЬЯ КАРПОВНА ЛЫКОВА В 1982 году геологическая экспедиция обнаружила в глухой алтайской тайге дом на речке Еринат, где проживала семья Лыковых.. Оказалось, что отшельники являются старообрядцами, ушедшими в тайгу еще в войну и с тех пор не встречавшиеся с людьми другой веры.Вскоре двое детей умерли и в настоящее время свой век вдали от цивилизации доживает лишь одна Агафья Карповна. ова
Традиции старообрядчества во Владимирском крае Старообрядческая Троицкая церковь Расположена в центре Владимира Община старообрядцев в г.Меленки- самая многочисленная в области Во многих населенных пунктах Владимирского края проводятся богослужения в старообрядческих храмах.
Вопросы к повторению по теме: В чем заключалась реформа церкви? Когда и кем она была проведена? Почему изменилось отношение царя к патриарху Никону? Кто такие старообрядцы? Чем выступления старообрядцев отличались от городских и крестьянских восстаний XVII в.?
Исправь исторические ошибки в тексте. В 1645 году по инициативе царя Алексея Михайловича была проведена реформа церкви. Патриарх Филарет, хотя и противился реформе, подчинился «Тишайшему». Реформа коснулась структуры управления церковью. Население реформу приняло, только боярыня Федосья Морозова критиковала ее, за что была сожжена на костре. Она была единственным представителем движения старообрядцев.
Пришло время вспоминить: Кто эти люди? Чем они связаны между собой, или, наоборот, разъединены?