Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси». План урока:1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.2.Половцы.3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.5.Любечский съезд и его историческое значение.6.Восстание в Киеве 1113 года.7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха
Задание №1Из перечисленных имён князей надо выбрать имена тех, которые вступили в междоусобную борьбу. СВЯТОПОЛКСВЯТОСЛАВИГОРЬ ОЛЕГОЛЬГАЯРОСЛАВБОРИСГЛЕБИЗЯСЛАВМСТИСЛАВ Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику.Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.
Задание №2Задание окончание второй усобицыначало правления Ярослава в Киеверазгром Мстиславом войск Ярославабитва Ярослава со Святополком у Любеча
Учебная задачаВыяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?
В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие? В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие?
Историческое значение деятельности Владимира Мономаха Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к.князь на время воссоздал единство Русидополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществена длительный период приостановил набеги половцев на Русьстремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов. В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.
Вопросы к документу:Как характеризует Владимира Мономаха отрывок из его «Поучения»?Как вы считаете, можно ли современным людям жить в соответствии с правилами, изложенными в «Поучении»? Вывод: документ имеет огромное нравственное значение и в наше время. Владимир Мономах обладал даром предвидения и ценности, о которых он говорит, можно назвать общечеловеческими во все времена.
Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом? Вывод:Сам процесс развития древнерусского государства вёл к раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское государство выполнило свою историческую роль: объединило восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30-е г.XII века.Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на следующем уроке.