СССРна международной арене.1960-1970-е гг.
Вопросы для повторения Охарактеризуйте международную обстановку середины 1960-х гг.Какую роль играл СССР в мировой политике того времени?
Ход урокаНачало распада «социалистического лагеря».СССР и международные конфликты.Переход к политике разрядки международной напряженности.Разрядка: опыт теоретического осмысления.
Мир в годы «холодной войны»
1. Начало распада «социалистического лагеря» Идеология КПСС о том, что увеличение числа стран, идущих по пути социализма, укрепляет позиции СССР на международной арене. КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США»
КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США» Из Китая отозваны советские специалисты;Торгово-экономические связи между СССР и КНР заморожены;В 1964 году Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории;В 1967 г. Посольство СССР в Пекине подверглось нападению;Начались инциденты на границе: наиболее крупный из них – столкновение близ острова Даманский на реке Уссури в 1969 г.(см. видео)
2 марта 1969 года начались бои за остров Даманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Похороны пограничников – участников боя с китайскими солдатами на острове Даманский. 1969 год.
2 марта 1969 года начались бои за остров Даманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Пограничники демонстрирую журналистам оружие, брошенное китайскими нарушителями на острове Даманский.
Обострение отношений с Китаем, располагавшим внушительной по численности армией и собственным ядерным оружием, потребовало от правительства СССР мер по укреплению восточных границ, развертывания сил по их прикрытию. Пограничники на заставе Нижне-Михайловка Тихоокеанского пограничного округа ведет наблюдение за китайским берегом реки Уссури
«Пражская весна» - это период (1968-1969 гг) при котором утверждалась свобода слова и печати, легально действовали политические клубы, оппозиционные правящей партии. Руководство СССР восприняло перемены в Чехословакии как угрозу основам социализма, спровоцированную действиями зарубежных спецслужб.Задание:Прочитайте на стр. 335 рассказ о том как происходил ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию (…Поводом для ввода…) и определите действительно ли так необходимо было вводить войска и реальными или выдуманными были причины ввода войск.(...видео «Пражская весна»)
Реальный социализм – модель организации жизни общества, которая утвердилась в СССР и союзных ему странах. После событий в Чехословакии руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать реальный социализм.Претензии Советского Союза на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрины Брежнева.
2. СССР и международные конфликты. Задание:Прочитать пункт параграфа на стр. 337 найти и выписать в тетрадь конфликты и страны, которые принимали в них участие. 1. Юго-Восточная Азия (война во Вьетнаме); 2. Ближний Восток (Израиль, Египет, Сирия, Иордания); 3. Африка (Ангола, Мозамбик). Итог:Война в Юго – Восточной Азии и помощь арабским союзникам потребовали значительных материальных затрат со стороны СССР.
3. Переход к политике разрядки международной напряженности Задание:Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 338-340. Найти причины перехода к разрядке международной напряжённости. Вьетнамские солдаты возле груды корпусов-контейнеров из под шариковых бомб, сброшенных американскими самолетами во время войны во Вьетнаме.
4. Разрядка:опыт теоретического осмысления. Взгляды сторон на причины разрядки. СССР.Новый этап международных отношений.2) Достижение паритета (равенства) в стратегических силах.3) США терпят поражение в «холодной войне», вынуждены перейти к разрядке.4) Невозможность для США военными средствами отстаивать свои интересы. США.Экономика СССР не выдерживает бремени гонки вооружений.2) Конфликты и противоречия между странами социализма побуждают СССР искать пути примирения с Западом. В действительности разрядка объективно была выгодна обеим сторонам.
Домашнее задание:Прочитать п. 35, подготовить ответы на вопросы к нему.