Витте Сергей Юльевич (29 июня 1849 — 13 марта 1915) «Я не либерал и не консерватор, я просто культурный человек».
Начало пути Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец, Юлий Федорович Витте (1814—1867), член совета кавказского наместника. Мама, Екатерина Андреевна Фадеева. Учился в I кишинёвской русской гимназии. В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.
Посвятил себя более денежному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта. После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 — начальник эксплуатации (в Киеве). В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов.
В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Добился роста эффективности и прибыльности: проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.). В этот период познакомился с императором Александром III. С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в 1888. 10 марта 1889 назначен начальником Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.
В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. Был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность. Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.
В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером. В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности. 1892 г.— Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов
Деятельность на посту министра финансов В конце 1892 - министр финансов, который занимал в течение 11 лет. Вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали. В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений. С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации. Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.
С 1896 — статс-секретарь. 1897 г. – проведение денежной реформы. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения. C 1899 — действительный тайный советник. В этом году добился снятия ряда ограничений для иностранных инвестиций в экономику.
Выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. Выход для дворянства один — обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства. Активно разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897). «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон»
Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.
Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.
В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.
«Почетная отставка» В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Эта должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства. Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Удалось присоединить половину Сахалина, получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».
В октябре 1905 г. Витте представил царю записку о необходимости реформ «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, — они будут неудачны, но они будут, несомненно, — разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права».
В 1905 г. под руководством Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу. В 1906 г. провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа. Одновременно осуществил проект по улучшению имиджа России в глазах общественного мнения Франции. Витте был одним из первых российских политиков, осознавших важность влияния на общественное мнение. Витте был оправлен в отставку 22 апреля 1906 года.
С. Ю. Витте после заключения Портсмутского мира с Японией получил титул графа. В лазоревом щите стоящий на задних лапах золотой лев с червлёными глазами, языком и когтями. Он опирается правой лапой на золотой дикторский пук, а левой — держит серебряную оливковую ветвь. В вольной золотой части щита — чёрный государственный орёл с червлёным щитком на груди, на коем вензелевое изображение имени государя императора Николая II. Щит украшен графскою короною и увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: два чёрных орлиных крыла, намёт — лазоревый с золотом
Награды Орден Святого Александра Невского Орден Святого Владимира Орден Святой Анны Орден Почётного легиона (Франция)
Заключение Под руководством С.Витте был составлен императорский Манифест 17 октября 1905, даровавший гражданские свободы. При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи. Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД. Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.
Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным. Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности. Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь. Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией, получение займов у Франции, будущей союзнице по Антанте).
Литература Витте С. Ю. Воспоминания. М., 1960 Степанов С. С. Ю. Витте (исторический портрет). М., 1998. Игнатьев А. В. С. Ю. Витте — дипломат. М., 1987. Корелин А. П. Сергей Юльевич Витте // Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991. Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики .Соч. Т. V. — М., 1958.