Урок мудрых советов
Вестерн Где лгут и себе, и друг другу, И память не служит уму, История ходит по кругу Из крови – по грязи –во тьму. И Губерман Действующие лица: Князь Игорь Летописец Один из участников битвы на реке Каяле Наш предок Наш современник
Действие первое Кто мы такие Наш современник : Чтоб узнать свое прошлое - посмотрим на золотые зерна фактов, рассыпанных на тысячелетиях пережитого нашими предками. Тогда мы были сильными –когда были едиными, потому что в единстве сила великая. Тогда мы были великими, когда чувствовали величие свое и не забывали о том, что мы - русичи , а когда забывали, нам об этом напоминали кровью пролитою, жизнью не прожитою.
Наш предок Наказываю вам : тризну помните, ибо тризна – это три знания: Первое – о наших Богах, Второе – о наших Героях и их подвигах Третье – об обычаях рода нашего. Помните и берегите, детям своим передайте. И защищайте землю свою, как мы ее защищали. мы не боялись смерти ибо знали за что воюем. Не единожды враги бежали от мечей наших. И мы знали, кто мы, где корни наши.
Ой ты гой еси, река половецкая Каяла! Река славянской беды, река скорби, гибели и плача всей древнерусской земли. На самом ли деле ты протекала по Дикому Полю или вещий, то есть мудрый, проницательный, обладающий даром предвидения Боян, повествуя о славном и горестном походе Игоревом, Игоря, сына Святослава, внука Олегова в «незнаемую страну», в «дикую степь», возвеличил все здешние реки в поэтический символ, означающий не только поражение мужественного князя Игоря и других князей Киевской Руси, разобщенных личными распрями и потому не стойких в отпоре половцам, а и символ порицания, попрека, каянья — каяти! — за это разобщение, за эту крамолу князей, как своих современников, так и их предков, чтобы призвать в дальнейшем к единению, сплочению против общего врага и упредить от возможной еще большей беды, словно пророчествуя опустошительное в грядущем татаро-монгольское нашествие?
Действие второе «Битва на реке Каяле « Наш современник Ой ты, край ты мой Донецкий! Многострадальная наша земля! Много ты повидала за свою историю разных событий. И радостных, и печальных. В твоих степях рождались и массами гибли люди, появлялись и исчезали города и села. О многих тех добрых и худых делах не осталось и воспоминаний. Но вот о событии, что произошло в конце первой четверти тринадцатого столетия, дошли до нас печальные вести. И не изгладится о них память, пока существует человечество.
Дума о битве на Калке О, то был кровавый пир, можно сказать пир во время чумы! Татары, хмелея, торжествующе хохотали во все глотки, и эхо разносило их хохот далеко по степи, сплошь усеянной телами повергнутых в прах соплеменников – русичи – то, несмотря на поражение, показали свою удаль и перебили их великое множество. Долго граяло жадное воронье над Половецкой степью, где отгремела кровавая битва – им было чем поживиться и неделю спустя, и две, и три…
Летописец Снова и снова летописец возвращает нас к тому же: «С утра раннего до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, стучат сабли о шеломы, трещат копья харалужные в степи незнаемой, посреди земли Половецкой... Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы ; тут кровавого вина недостало; тут пир окончили храбрые русичи : сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, деревья в горе к земле склонились... На реке на Каяле тьма свет покрыла : по Русской земле разбрелись половцы, как пардусов выводок».
Один из участников битвы Все замерло и затаилось в окрестностях , ровно чуя скорую и неминуемую беду. Ни голосов людских, ни лошадиного ржания, ни звериного рыка…Только вороны, точно в предчувствии поживы, уже пластались в низком полете над заречьем, пятная черными крыльями ясный свет майского солнца. А волки, лисицы и зайцы бежали русичам встречь. И это должно было бы насторожить их. Да где там! От воинского ража они совершенно ослепли.
Наш предок Битва та аукнулась великим плачем по всей земле русичей –плакали матери, плакали жены и сестры, плакали дети, горестный вопль стоял во всех городах и селах
Расскажи о себе и мир узнает о Донбассе Сказочный Костыря Иван Сергеевич родился в Днепропетровской области, а писать начал в Киеве, учась в мединституте. Но главные свои произведения создал на донецкой земле. Восемь лет он проработал в Горловке врачом — сначала педиатром, потом детским психиатром. Наконец, с головой ушёл в творчество. Он подарил нам «Сказку о солнечных братьях», «Как зверята ума набирались». И, конечно, — «Думы о Донбассе», где причудливо переплелись легенды, шахтёрские сказы, были, реальные факты. Именно Костыря был инициатором письма учёным, результатом которого стало присвоение малой планете №19916, открытой в 1976 году, имени Донбасс.
М Ртищев « Плач Ярославны «
Донецкая Ярославна В Донскую степь я ночью тихой выхожу, Ищу тебя , родной , средь " без вести пропавших" И об одном лишь Бога я прошу , Чтоб не было тебя средь "духом павших". Я научилась жить , любимый , без тебя... Я научилась засыпать в холодной спальне. Я без тебя , но продолжаю жить любя И начинаю снова видеть мир реальным. Я научилась различать цвета цветов... Уже узнаю аромат сирени белой... Мне в жаркий день приятна снова тень садов, Где ты кормил меня с ладони вишней спелой. Я не могу предать твою любовь, Я не хочу искать тебе замену, Я проросла сквозь кожу в твою кровь... Я знаю...Я умру в момент измены. Я научилась жить , любимый , без тебя... Я каждый час , я каждый миг с тобою. Я без тебя... Но я живу, любя! И не стыжусь твоею быть рабою. Ольга Высоцкая Мальцева
Борис Ластовенко « Побег князя Игоря из половецкого плена « Поэт приходит в жизнь вместе со своим поколением. Борис Ластовенко принадлежит к первому по-настоящему «мирному» поколению, к тем, кто родился уже после последних залпов войны. Творчество Б.Ластовенко хорошо известно читателям. Стремительно ворвавшись в литературную жизнь в конце 60-х гг., Борис Ластовенко на протяжении тридцати лет дарит нам возможность наслаждаться высокой поэзией. Родился поэт 25 июня 1946 г. в с. Старомайоское Велликоновоселковского района Донецкой области в семье колхозника. После окончания средней школы работал в родном колхозе. Рос в семье деда и, уверив того в собственной незаурядности, поехал в Москву поступать в Литературный институт им. Горького. Когда дед говорил, что в Москве юношу-крестьянина никто не ждет, Борис уверено заметил, что в стране есть только два великих писателя: Шолохов и он. После окончания вуза служил в армии, работал корреспондентом газеты «Комсомолец Донбасса», старшим редактором журнала «Донбасс», руководил донецким областным объединением писателей. Сейчас является редактором отраслевой связисткой газеты «Депеша». Член Союза писателей Украины.
Урок-путешествие «Битва князя Игоря на реке Каяле, ее отражение в творчестве писателей Донбасса»
Природа, Родина, народ… Слова в сознаньи оживают, Их не случайно корень «род» В одну семью объединяет. Благодарю тебя, судьба: Я словно пью живую воду,- Все глубже познаю себя, Все ближе к своему народу. Борис Ластовенко
Борис Яковлевич Ластовенко (* 25 июня 1946 , с. Старомайорское , Великоновоселковский район Донецкой обл.) Член Национального союза писателей Украины . Автор поэтических книг « Осокоры », « Русла памяти», « Дозор », «На белом щелочи», « Липы в Шахтерском поселке», « Годовые кольца», книги рассказов « Снежница » . Лауреат премий имени Н. Островского и имени Б. Горбатова.
Борис Яковлевич Ластовенко (* 25 июня 1946 , с. Старомайорское , Великоновоселковский район Донецкой обл.) Член Национального союза писателей Украины . Автор поэтических книг « Осокоры », « Русла памяти», « Дозор », «На белом щелочи», « Липы в Шахтерском поселке», « Годовые кольца», книги рассказов « Снежница » . Лауреат премий имени Н. Островского и имени Б. Горбатова.
Борис Белаш Родился 1 августа 1941 года руднике Чирагидзор в Азербайджане. В 1944 году вместе с семьёй переехал в Донбасс. Автор более двух десятков книг. Лауреат премии «Золотое колесо фортуны» и многих других. Почётный гражданин города Святогорск.
…И сильнее ощущаешь снова Здесь, Под откровеньем синевы, Вечное, как мир, дыханье «Слова…»» В шуме сосен, шелесте травы. Б.Белаш
Анатолий Кибирев « Слово – песнь потомка Бояна « Анатолий Кибирев Старший преподаватель кафедры МТО ДГМА. Стихи публиковались в городской и областной печати. Автор двух поэтических сборников стихов и песен – «Слово- песнь потомка Бояна» (1995г.) и «Каяла – река памяти» (1997г.). Подготовил к изданию поэтический перевод- пересказ «Слово о полку Игореве» на основе новейших ком- плексных исследований «Слова...» отечественными и за- рубежными учеными, материалов научно-практической конференции «Слово о полку Ігоревім та його вивчення у вищій та середній школі» (г. Славянск, 2000). Является сменным редактором газеты «Академия» и руководит ли- тературным объединением Донбасской государственной машиностроительной академии «Глорум».
Иван Сергеевич Костыря (1932 – 2003 гг.) - известный писатель, литературная деятельность которого была тесно связана с краеведением, с воспеванием родной землиЗа отображение труда шахтеров в литературе Иван Сергеевич был награжден знаком «Шахтерская слава» III и II степени. Был лауреатом литературных премий имени В. Короленко и имени В. Шутова.
Сафонов Ю. « Загадки седой Каялы «
Наш современник Оплачем же и мы своих соплеменников, воинов Руси – Украины! А заодно выроним хотя бы скупую слезу и по неприятелям нашим, безрассудно отдавшим жизни невесть за что, потому как заповедано же от сотворения мира и во имя того же мира меж людьми любить даже врага, яко ближнего своего…И помолчим в печальном раздумье : « Отчего же все неймется здравомыслящему люду? Отчего испокон веков враждуют меж собой и бьются насмерть отнюдь не боги бессмертные, а что ни на есть смертные люди, да еще на таком коротком веку, какой отведен свыше для радостей земных? Отец Всевышний. Не отнимай у нас остаток разума! Пусть и не видишь нашим грехопадениям конца – краю, все ж не отнимай. Авось образумимся.