У истоков искусства.
Пусть предок жизнью жил полузвериной,Но мы его наследьем дорожим.Он не сумел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им.Но до сих пор в его глухой пещереТолпой теней, стремительно живой, Летят по стенам яростные звери,Свирепые противники его.Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылен,Упал, и умирая, шевелитсяИ кровь глотает раненый бизон.Охотники бесшумно шли по следу,И громким криком открывали бой,И закрепляли трудную победуРисунком легким, тонкую резьбой.
Наскальные рисунки
Менгиры – вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м).Могли быть и едва отесанными, и покрыты резьбой.Дольмены – сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной каменной стеной.Кромлехи – расположенные по кругу каменные плиты или столбы.Кругов могло быть несколько; иногда столбы перекрывались плитами.
В поисках «египетского стиля»
Мумия, 1-ый гроб, 2-й гроб(спереди и сзади)Суд мертвых.Сердце умершего взвешивалибоги Анубис и Тот.
Охота в Нильских заросляхМузыканты из сцены пираМаска Тутанхамона
« Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного …Я умел делать инкрустации, которые не горелиот огня и не смывались водой…» Так писал придворный скульптор фараона Ментухотепа на надгробной плие, относящейся к XXI веку до н. э.
Канон – греч. «норма, правило» – свод правил, сложившихся в процессе художественной практикии закрепления традицией.Скульптор – «санх» (творящий жизнь)
Лицо с нежным овалом, с прекрасно очерченным небольшим ртом, прямым носом чудесными миндалевидными глазами, слегка прикрытыми широкими веками. Синий головной убор охватывает широкая лента, в свое время украшенная драгоценными камнями. Тонкая, длинная шея слово гнется под тяжестью головного убора, голова немного выдвинута вперед,чтобы легче ее удерживать.
Сформулируйте основные правила канона:Положение корпусаПолное или фрагментарное изображение фигурыНаличие или отсутствие раскраскиПередача движения или покоя
Проверьте ответы:Положение корпуса: чинно сидят на троне. Головы поставлены прямо, ноги сомкнуты.Непременным условием было изображение фигуры целиком.Условная окраска: мужские фигуры окрашивали в кирпично – красный цвет, а женские – желтый. Волосы на прямо поставленных волосах были черными, а одежды – белыми.Позы спокойные, неподвижные, бесстрастное выражение лица.
Палетка – тонкая пластина из серо – зеленого шифера;использовалась для культового растирания красокИзображена одна сцена или несколько?Как расположены сцены?Чем отличается фараон от своих подданных?Как изображены фигуры?
Заупокойный культВиды искусстваДПИ(мумификация,предметы культа)Литература («Книга мертвых»,«Тексты пирамид»)Изо(скульптурный портрет,«египетский стиль)
Пирамида Джосера
Пирамида Хеопса
« …Громадный, но гармоничный, уродливый, в трещинах и с Отломанным носом, но такой влекущий он представился мне. Первый вопрос, мелькнувший у меня в голове, был: зачем? Люди строят дома, чтобы жить, храмы, чтобы молиться , пирамиды, чтобы увековечить свою славу, но зачем построен «он»? И одновременно с вопросом явился и ответ: так нужно! Нужно, может быть, для целей слишком высоких для нашего сознанья, находящихся вне нашего мира. Но без него все было бы иным, тревожным, и последний дикарь где-нибудь на севере Азии был бы беднее и несчастнее, если бы «его» не было. Перед ним начиналась пустыня, и он сотни и сотни веков смотрел на нее и не менялся…»Н. Гумилев
Сфинкс
Эволюция строительного искусства Древнего ЕгиптаМастабаСтупенчатая пирамидаПирамиды правильной формыХрамовые комплексы
Храм царицы Хатшепсут
Храм в Абу - Симбеле
Храм в Карнаке
Храмовые комплексы:1 Наземные (в плане вытянутый прямоугольник, окруженный массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов)2 Скальные (фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь)3 Полускальные заупокойные храмы (сочетали наземные помещения с молельней, вырубленной в скале)
Культура Египта Египетское искусство явилось образцом для критомикенской культуры в Древней ГрецииСкульптурный портрет, пейзажная живопись, элементы архитектуры были восприняты античным искусством, а через него - европейскимВлияние на культуру Рима: культ богини Исиды получил широкое распостранениеВлияние египетской религии на христианское учение: сюжеты, учение о загробной жизни и загробном суде заимствованы