Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова. Урок рисования в 7 классе
Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова. 2. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
Опрос 1. Как называется крупнейший в мире музей русского искусства? Третьяковская галерея в Москве 2. В каком году была основана Третьяковская галерея? 1856 г. 3. Кто был основателем Третьяковской галереи? Павел МихайловичТретьяков. 4. Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее? Жанр тематической и исторической картины.
Исторический жанр ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР — один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
Василий Иванович Суриков 12 (24) января 1848(Красноярск)- 6 марта 1916 (Крым) Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований.
Картины Сурикова - это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.
«Утро стрелецкой казни»
«Меншиков в Березове»
Образ Меншикова Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. Им стал старик учитель Невенгловский.
«Меншиков в Березове»
«Меншиков в Березове»
«Меншиков в Березове»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова»
Закрепление материала Дайте определение понятию «Исторический жанр». C творчеством какого художника мы познакомились на уроке? Как называются картины?
Домашнее задание На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории. Один из сложных этапов - первый - выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции. Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочувствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Напишите об этом в тетради.
Домашнее задание Направить свой поиск в нужное русло вам помогут вопросы Как вы понимаете слова Сурикова: «Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее»? Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу? Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему? Какие литературные произведения вы читали об этом событии (или герое)? Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям? Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр? Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль? Как вы назвали бы свою картину? Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?
Рефлексия У меня на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого. Понравилось Не понравилось Равнодушны
Литература Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – автор –составитель О.В. Свиридова, Волгоград: учитель, 2007.-223 с. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: в 4 ч.: учебник для учащихся 5-8 кл. – Обнинск: Титул, 1996.