Традиции, обычаи в воспитании казаков
Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру казаков, нашедшую отражение в их многовековом опыте и раскрытую в обычаях, традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа.
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка, жить недалеко от крестника .После рождения ребенка, на третий день, ребенок получал имя от родителей и в казачьем роду принимались за его воспитание. С самых ранних лет все дети воспитывались в любви к Изначальной Вере, Богам и Предкам. Ребёнка особо не торопились распеленывывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется ,«на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.
Возрастной процесс воспитания Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период. Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие. Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет и до 12 лет.(Современным детям, наверное, стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном, в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду. На стене в курене висела шашка отцовская (или дедовская). Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного.
А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.А ещё песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.А ещё пословицы и поговорки из уст старших. В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.Видимо, существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и, конечно ,воспитания.
Игра была немаловажным элементом в воспитании казака. Игры были устоявшиеся веками, и, естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого. Игры были направлены на развитие фантазии, силы, ловкости.
С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно. Наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу).С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать.И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).СПАС ( казачья система выживания). Основным направлением воспитания молодых было не физическим, а духовным. Только через понятие духовности молодые казаки снова и снова возвращались к физическому развитию.
И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Предки завещали! И что мы в них заложим, то и получится потом.Как говорил один старик-казак: «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!