Строительство Беломорско – Балтийского канала имени И.В.Сталина 1931- 1933 гг
В 1931 году по инициативе Сталина началось грандиозное строительство Беломорканала, который соединял Белое море и Онежское озеро, длинной 227 километров с 19–ю шлюзами. Это строительство вошло в историю как яркое проявление рабовладельческой функции социалистического строя. Беломорканал был сооружен за два года благодаря рабскому труду в дичайших нечеловеческих условиях 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч погибло.
Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь - «БелБалтЛаг»
Начальник работ Белморстроя Н. А. Френкель и другие руководители строительства 1930-е годы…Техников и инженеров, которым предстояло строить канал, собрали по разным тюрьмам, куда их упрятали по делам о «вредительстве». Специалистов поставили перед фактом: сроки даются минимальные (указание Сталина было — «быстро и дешево»), рельеф и природные условия —тяжелейшие, строительных материалов — стали, цемента — поблизости нет.
Первыми строителями стали заключенные Соловецкого лагеря, а позже на север пошли эшелоны со всех концов Советского Союза. Были среди них и уголовники, и раскулаченные, и «политические», обвиненные по пресловутой 58-й статье.
Канал приходилось буквально прорубать в скалах. Здесь повсюду сплошной камень. А ещё густой и непроходимый лес…
Самодельный грузовик Гужевой транспорт Механизация на строительстве…
Нечеловеческие условия труда, работать приходилось вручную. Основной вид техники – тачка… Особенностью строительства стал сознательный отказ от использования техники — всё делалось вручную, иной раз даже без инструментов…
Труд на канале именовался «перековкой». «Перековка» — так называлась и газета строительства, издававшаяся в Медвежьей Горе. Среди «каналоармейцев» были и певица Русланова, и создатель первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые — Лосев, Лихачев...
Рассказывают, что раскольники, жившие некогда на одном из островов Выгозера, специально привозили на свой остров песок, чтобы можно было хоронить покойников... Гробов умершим каналоармейцам не полагалось… Hе полагалось указывать в документах и место захоронения. Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы канала…
Главное, что отличало Беломорканал от всех других каналов, были стоящие вдоль берегов в воде на равном расстоянии друг от друга квадратные деревянные срубы, заполненные каменными глыбами. Подобные срубы с валунами — ряжи — издавна широко применялись на Русском Севере. Помимо 19 шлюзов, на канале были сооружены пять плотин.
Ряжи служили для укрепления опор мостов и даже для установки телеграфных столбов. Каменистая, скальная почва не позволяла вбивать сваи и вкапывать столбы. Зато они прекрасно крепились в ряже, приваленные валунами, стиснутые деревянным срубом... Ряжи на Беломорканале защищают берега, предохраняя их от подмыва. Hа некоторых бревна подгнили, но большинство — хоть видно, что уже не новенькие — стоят себе почти семьдесят лет!
Проход парохода ''Карл Маркс'' по Беломорско-Балтийскому каналу. 1933 г. Невозможно в это поверить, но канал был построен всего за 20 месяцев! В мае 1933 года по нему уже прошел первый корабль «Чекист» с членами карельского правительства, которые принимали работу. Прямо за ним двигался земснаряд и доделывал огрехи.
Разлившаяся вода — скрыла былую трагедию. Когда-то на островах Выгозера была жизнь. Там существовала Выговская пустынь, приют староверов, который окрестили «Выгореция», ибо была она несколько веков настоящим государством в государстве. Выгореция славилась трудом подвижников, их простотой, любовью к людям. Тихая утопия… Здесь, в этом краю леса, воды и камня, «кипела умственная жизнь».А в 1933-м сорок две деревни исчезли под водами Выгозера, разлившегося при строительстве канала. Сгинули два бывших «города» Выгореции — Данилово и Сергиево.
Беломорско-Балтийский канал построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок.Канал был построен заключёнными ГУЛАГ. Беломорканал был открыт 2 августа 1933 года. Это была одна из значительных строек первой пятилетки и первое в СССР полностью лагерное строительство.