PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / История / Создатели славянской письменности и культуры
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Создатели славянской письменности и культуры


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Создатели славянской письменности и культуры


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Создатели славянской письменности и культуры Кирилл и МефодийКирилл (в быту Конс
Описание слайда:

Создатели славянской письменности и культуры Кирилл и МефодийКирилл (в быту Константин) и Мефодий, братья, славянские просветители, первые переводчики богослужебных книг на старославянский (в основе – древнеболгарский) язык. Создатели славянской азбуки.Презентацию подготовила: зав.библиотекой МОУ СОШ № 7 г.Балаково Хачпанова М.В.

№ слайда 2 «Солунские братья» Родились в семье «друнгария» — важного византийского военачал
Описание слайда:

«Солунские братья» Родились в семье «друнгария» — важного византийского военачальника. Место рождения – г.Фессалоники македонской области Византийской империи (отсюда — «Солунские братья»). Мефодий (ок.815\20-885) был старшим из семи сыновей, а Константин (ок.827-869) – младшим. Братья испытывали по отношению друг к другу глубокое уважение и искреннюю привязанность.Оба получили хорошее образование в Византии. Мефодий многие годы находился на государственной службе.

№ слайда 3 Великий ученик великих учителей Константин очень рано научился читать и удивлял
Описание слайда:

Великий ученик великих учителей Константин очень рано научился читать и удивлял всех своей способностью к освоению других языков. Он получил всестороннее образование при императорском дворе в Константинополе под руководством лучших в Византии наставников, среди которых выделялись будущий Констан-тинопольский патриарх Фотий - знаток античной культуры, создатель уникального библиографического свода, известного под названием "Мириобиблион", - и Лев Грамматик - человек, удивлявший соотечест-венников и иностранцев своей глубокой ученостью, знаток мате-матики, астрономии и механики. Константин помимо с детства ему родных греческого и славянского (славян было немало в Фессало-никах) выучил еще латынь, древне-еврейский и арабский языки.

№ слайда 4 Как Константин стал Кириллом В Житии Константина о его образовании сообщается: "
Описание слайда:

Как Константин стал Кириллом В Житии Константина о его образовании сообщается: "За три месяца он изучил всю грамматику и взялся за другие науки. Изучил Гомера, геометрию и у Льва и Фотия изучал диалектику и другие философские учения, кроме того - риторику, арифметику, астрономию, музыку и другие эллинские науки. И так он изучил все это, как не изучал этих наук никто другой". Античное наследие и всю современную светскую науку учителя Константина считали необходимым предварительным этапом к постижению высшей мудрости - Богословия. Константин, приняв монашеский постриг, стал зваться Кириллом.

№ слайда 5 Жизненный путь братьев Мефодий (известно только его монашеское имя) был назначен
Описание слайда:

Жизненный путь братьев Мефодий (известно только его монашеское имя) был назначен правителем одной из славянских областей на Балканах, после убийства в 856 покровителя семьи — логофета Фектиста — постригся в монахи в одном из монастырей на Олимпе (Малая Азия). Константин был назначен библиотекарем патриаршей библиотеки, затем преподавал философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Участвовал в византийских миссиях в Арабский халифат и (вместе с Мефодием) в Хазарию, где проповедовал среди язычников христианство. С этими миссиями связаны написанные им полемические прения с мусульманами и иудеями (включены в его «Пространные жития»). Во время путешествия в Хазарию, куда он был послан патриархом для проповеди христианства, в 861 участвовал в открытии и перенесении в Херсонес (Крым) останков Климента Римского. В славянских переводах сохранились тексты написанных Константином сказаний об обретении мощей и стихотворных гимнов по этому поводу. По возвращении в Византию братья удалились в монастырь Полихрон, где, вероятно, начали работу над составлением славянской азбуки.

№ слайда 6 Великого дела начало… В 863 в Константинополь прибыло посольство правителя Велик
Описание слайда:

Великого дела начало… В 863 в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Константина и Мефодия; их «Пространные жития» связывают с этим событием создание Константином азбуки (т. н. глаголицы), отражающей фонетические особенности славянского языка, и первого литературного текста на славянском языке – перевода Евангелия апракос (сборника из евангельских текстов, читающихся во время богослужения). По мнению исследователей, еще до приезда Константина и Мефодия в Моравию была переведена и Псалтирь. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст Литургии и стали совершать богослужение на славянском языке. Тогда же Константином были созданы: «Проглас» – первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» – первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии, за что за ним закрепилось прозвище Философ (т.е. любящий мудрость

№ слайда 7 Смерть Константина (Кирилла) в Риме Деятельность Константина и Мефодия встретила
Описание слайда:

Смерть Константина (Кирилла) в Риме Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства (в церковном отношении Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в Баварии), выступавшего против славянского письма и славянской Литургии, требовавшего, чтобы Литургия совершалась только на латинском языке. В этих условиях братья не могли сделать священниками подготовленных ими учеников и в 867 выехали из Великой Моравии в Венецию, рассчитывая посвятить учеников в столице Византийской империи – Константинополе. Получив приглашение от римского папы, Константин и Мефодий из Венеции направились в 868 в Рим. Здесь папа Адриан II освятил славянские книги, ученики Константина и Мефодия стали священниками и дьяконами. В Риме Константин тяжело заболел и 14 февраля 869 умер (похоронен в базилике Св. Климента). Перед смертью младший брат завещал старшему продолжать начатое ими святое дело…

№ слайда 8 Борьба Мефодия за право вести Литургию на славянском языке В конце 869 Мефодий б
Описание слайда:

Борьба Мефодия за право вести Литургию на славянском языке В конце 869 Мефодий был поставлен архиепископом Паннонии, практически Великой Моравии, которая тем самым приобрела церковную самостоятельность. В 870 Великая Моравия была оккупирована войсками Восточно-Франкского королевства, Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей в Швабии. Восстание населения Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII способствовали тому, что в 873 новому моравскому князю Святополку удалось добиться освобождения Мефодия. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета.

№ слайда 9 Мефодий: перевод Ветхого завета С деятельностью Мефодия по управлению епархией с
Описание слайда:

Мефодий: перевод Ветхого завета С деятельностью Мефодия по управлению епархией связан славянский перевод сборника церковных канонов, т. н. «Номоканона Иоанна Схоластика», а также создание древнейшего памятника славянского права – «Закона судного людям», устанавливавшего санкции церковной и светской власти за нарушения норм христианской морали. Мефодию приписывается и анонимное обращение к князьям и судьям с требованием соблюдения норм этого закона. По инициативе Мефодия был предпринят перевод основных книг Ветхого Завета на славянский язык (сохранились лишь отдельные части). Мефодию приписывается также славянский канон св. Димитрию — патрону Фессалоник.

№ слайда 10 Смерть Мефодия Немецкое духовенство, пользовавшееся расположением моравского кня
Описание слайда:

Смерть Мефодия Немецкое духовенство, пользовавшееся расположением моравского князя Святополка, выступало против славянской Литургии и стремилось скомпрометировать Мефодия перед папой, намекая на то, что архиепископство с особым славянским обрядом может отделиться от Рима и присоединиться к константинопольской патриархии. Перед смертью Мефодий отлучил от Церкви главу своих немецких противников — Вихинга. Он умер 8 апреля 885, местонахождение его могилы неизвестно.

№ слайда 11 Дело учителей – в деяниях учеников После смерти Мефодия ученики его, защищавшие
Описание слайда:

Дело учителей – в деяниях учеников После смерти Мефодия ученики его, защищавшие славянскую Литургию, были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы » — в честь Кирилла (Константина). Кирилл и Мефодий причислены православной и католической церквями к лику святых.

№ слайда 12 Слава вам, славян просветители! Откуда мы знаем о просветительной деятельности б
Описание слайда:

Слава вам, славян просветители! Откуда мы знаем о просветительной деятельности братьев Кирилла и Мефодия и о начале славянской письменности? Лучшее издание древнейших списков жизнеописаний Кирилла и Мефодия, подготовленное совместно русскими и болгарскими учеными, было выпущено в свет в 1986 году. Читая рукописные жития и похвальные слова Кириллу и Мефодию, мы проникаем в глубь столетий и приближаемся к истокам славянской письменности и культуры. Кроме житийной литературы сохранилось интереснейшее свидетельство древнеболгарского писателя конца IX - начала X века черноризца Храбра, написавшего первый очерк по истории создания славянской письменности. "Преподанная святым Кириллом славянская азбука способствовала не только развитию самобытной славянской культуры, но и являлась важным фактором развития молодых славянских наций, их возрождения и освобождения от духовной опеки, переходящей в гнет, иноземных соседей. То, что сделали святые Кирилл и Мефодий, послужило фундаментом, на котором построено прекрасное здание нынешней славянской культуры, занявшей свое почетное место в мировой культуре человечества" Митрополит Никодим (Ротов). Из речи "Апостолам равные", сказанная к 1100-летию кончины святого Кирилла. Если же спросить славянских грамотеев так: Кто вам письмена сотворил или книги перевел, То все знают и, отвечая, говорят: Святой Константин Философ, нареченный Кириллом, - Он нам письмена сотворил и книги перевел.

№ слайда 13 Книжность на Руси ...Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь не
Описание слайда:

Книжность на Руси ...Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг означало обладать целым состоянием. "Повесть временных лет" называет книги реками, наполняющими вселенную мудростью неизмеримой глубины."От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем". Такие прекрасные слова из древнерусской летописи о книгах дошли до нас из глубокой старины. В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов или других книг. Но после принятия христианства на Руси - в 988 году - письменность начала распространяться быстрее.

№ слайда 14 Древнерусская Книги о русской литература истории и культуре Древнерусская литера
Описание слайда:

Древнерусская Книги о русской литература истории и культуре Древнерусская литература: Повесть Временных лет Видение Хутынского пономаря Тарасия Голубиная книгаГалицко-Волынская летописьДевгениево деяниеДоговор руси с греками 911 годаДомострой. Полный текстИзборник 1076 г.Житие Александра НевскогоЖитие Стефана Пермского написано Епифанием ПремудрымЖитие Феодосия ПечерскогоЖитие протопопа Аввакума им самим написанноеЖитие инока ЕпифанияЖитие Сергия Радонежского Киевско-Печерский патерикЗадонщинаЛегенда о КитежеЛетописная повесть о Куликовской битвеЛетописный рассказ о походе князя ИгоряМоление Даниила Заточника князю Ярославу ВладимировичуРусская история и культура: Карамзин: История государства Российского в 12 томахКлючевский: Полный курс лекций по истории РоссииТатищев: История РоссийскаяСправочник Хмырова Правители Руси-России (таблица)Анекдоты Суворова«Александр Невский и история России»Аскольд - первый христианский князь?Аскольд - крестительБерестяные грамоты"Берестяная почта столетий" Янин В.Л.

№ слайда 15 Язык и письменность – сокровища родной культуры Язык и письменность являются едв
Описание слайда:

Язык и письменность – сокровища родной культуры Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культуро-образующими факторами. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры. Слово Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. И.А. Бунин

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru