Советское право в 1917 – 1953 гг 1. Правовая политика Советского государства (1917–1953 гг.) Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть. В. Ленин
ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ Верховная власть Центральная власть Местная власть Судебная власть Силовые структуры Церковная власть Гражданское общество До 2 марта 1917 г. До 25 октября 1917 г. До 9 июля 1918 г. Император, Государственная Дума, Гос. Совет Предполагалось создать на Учредительном собрании Всероссийский съезд Советов, ВЦИК Совет министров Временное правительство 4 состава Совет народных комиссаров Губернаторы, земства, городские думы. Комиссары Временного правительства, земства, городские думы. Советы разного уровня Окружные суды, палаты, Сенат Окружные суды, палаты, Сенат, мировые суды. Народные суды, революционные трибуналы Армия, флот, полиция, жандармерия Армия, флот распались, появилась милиция. РККА, РККФ, ВЧК, рабоче-крестьянская милиция Синод Поместный собор выбрал патриарха Церковь отделена от государства Организации разного типа, политические партии Размежевание между организациями и внутри них. Ведущая роль политических партий. Замена элементов гражданского общества господством РКП(б).
Октябрьская революция произвела коренные изменения и социальном строе России. Генеральная их линия означала переход от прежней общественно-экономической формации к новой — социалистической: обобществить средства производства, сделать их собственностью народа путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность государства. Национализация средств производства
На первом этапе (осень 1917г. – весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных так и местных. С весны 1918 г. начался второй этап - национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности. Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности. Уже в первый период существования Советского государства были национализированы и другие объекты - железные дороги, частные бани и пр.
Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиcсapoв, группу экспертов, отраслевые отделы Руководящим органом было Бюро ВСНХ. В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительной национализации отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов. Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.
Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян.
2 сент. 1918г.- ВЦИК объявил страну военным лагерем (с лета 1918г.идет формирование Красной Армии). 5 сент. 1918г.-Постановление СНК о «красном терроре», по которому ВЧК получила право расстрела без суда и следствия. 6сент.1918г.-создание РВСР во главе с Троцким Л.Д., при нем существовал политотдел, который в апреле 1919г. Преобразован в Главное политическое управление Красной Армии (ГПУ)
Основные мероприятия «военного коммунизма» Введение продразверстки - принудительного изъятия у крестьян продуктов по плану государства. Размеры продразверстки в течение года могли быть изменены. 2. Национализация всей промышленности — «красногвардейская атака на капитал». 3. Полная централизация управления экономикой. 4. Уничтожение частного капитала. 5. Трудовая повинность населения, трудовая мобилизация. 6. «Уравниловка» в оплате труда. 7. Запрещение свободы торговли. Прямой продуктообмен между городом и деревней.
Причины введения НЭПа. Экономический кризис в результате политики «военного коммунизма»: Политический кризис в результате политики «военного коммунизма»: 1. Гражданская война привела к сокращению населения в России более чем на 10 млн. человек. и детской беспризорности (7 млн. детей). 2. Упадок промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Уменьшилась добыча угля и нефти. 3. Нехватка продовольствия, одежды, обуви, медикаментов. 4. 1921 год – страшный голод в Поволжье (погибло более 5 млн. человек). Крестьянские восстания по всей России (Тамбовское восстание А.С. Антонова). 2. Недовольство политикой большевиков армии и пролетариата. Март 1921 год – Кронштадтское восстание.
Основные мероприятия НЭПа 1. Введение продналога, который был вдвое меньше продразверстки, объявлялся заранее (накануне посевной), он не мог быть увеличен в течение года, излишки поступали в распоряжение крестьян. 2. В ограниченных размерах разрешалась аренда земли и применение наемного труда. 3. Частным лицам разрешалось брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. 4. Существование разных форм собственности: государственной, частной, кооперативной. 5. Частичная децентрализация управления. Крупные государственные предприятия переводились на хозрасчет (после выполнения государственного заказа самостоятельно реализовывали продукцию). 6. Создавались концессии — привлекали иностранных инвесторов. 7. Осуществлялся свободный наем рабочей силы, создавались биржи труда. 8. Заработная плата устанавливалась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. 9. Денежная реформа (1922-1924) – введение золотого червонца (по своему номиналу был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам и 14,5 центам). Восстановлен Государственный банк. Проводилось принудительное регулирование цен государством — «ножницы цен».
Результаты НЭПа. Позитивные итоги НЭПа. Удалось восстановить народное хозяйство. 2. Получилось возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны. 3. Увеличился национальный доход. 4. Рост промышленной продукции привел к быстрому росту производительности труда. 5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной. 6. Быстро росло материальное благосостояние населения. Негативные итоги НЭПа. Непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства. 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства. 3. Расслоение крестьянства. 4. Рост безработицы. 5. Во второй половине 20-х годов начались финансовые проблемы.
Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные от ношения. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения, узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законен «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствии переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.
В декабре 1917 г. ВЦИК принял постановление «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями. В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ),обобщающий всё предшествующее Советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха, устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда
ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (всё остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения.
В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, конфискацию имущества. лишение политических прав, лишение свободы, расстрел и др. Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918 г.
10 июля 1918 года, Москва, V съезд Советов Закреплялась победа Советов, как органа диктатуры пролетариата и крестьянства. Россия провозглашалась федерацией. Конечная цель: создание социалистического общества, в котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти. Устанавливалась однопартийная система.
Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, у и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали: изменения в Конституцию; принятие в состав РСФСР; объявление войны и заключение мира; общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой; устанавливали общегосударственные налоги и повинности и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры. Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.
Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов. Первым государственным актом, положившим начал формированию единой судебной системы, стал декрет СНК РСФСР ноя. 1917 г. - Декрет о суде № 1. Он 1 упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные еще судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично.
В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР,которое унифицировало судебную 1 систему Республики. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными нравами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами светской власти и «социалистическим правосознанием».
Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности (советов). Вместе с тем в 1918 г. существуют частичные попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права. Декрет о суде №1 учреждал параллельно с местными судами особые суды «для борьбы против контрреволюционных сил» — революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставляюсь исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно
В июне 1918 г. прошла Первая Всероссийская конференция ЧК, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая «Положение о местных Ч К. по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности», утвержденное В ЦИК в октябре 1918 г. ВЧК являлась органом СНК, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы ВЧК образовывались местными Советами на правах их отделов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК. Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы пограничные воинские части. В армии и на флоте в конце 1918 г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК. ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, «общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918 г. до февраля 1919 г., известный как период «красного террора». В конце 1921 г. Девятый Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган «борьбы с контрреволюцией» трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.
Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде и формировалась на основе принципа добровольности. Этот принцип и был закреплен и октябрьском декрете 1917 г., подчинившем милицию советам. Через год, в октябре 1918 г., НКВД и Наркомюст приняли совместную инструкцию «Об организации рабоче-крестьянской милиции». В апреле 1919 г. СНК своим декретом утвердил порядок использования отрядов милиции в боевых действиях на фронтах гражданской войны.
В июне ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции, возлагавшее на ее органы функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознаний по уголовным делам. В систему органов милиции входили: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная, розыскная милиция. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. Руководство системой осуществляло НКВД. В период гражданской войны для «изоляции враждебных элементов» создавались лагеря принудительных работ ВЧК. Порядок их организации и функционирования был определен в апреле 1919 г. постановлением ВЦИК. Положение об общих местах заключения было принято Наркомюстом в ноябре 1920 г.
7 августа 1932 г. был принят Закон об охране со- циалистической собственности. Согласно ему за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества вводился расстрел с конфискацией имущества или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Этот антиправовой закон назвали в народе «законом о пяти колосках».
Послевоенное восстановление хозяйства происходило по пути возврата к довоенной модели социально-экономического развития, базировавшейся на приоритетном развитии тяжелой промышленности, достижении высоких темпов индустриализации за счет сокращения производства товаров широкого потребления. В политической жизни страны наступает новый виток репрессий («Ленинградское дело», «дело врачей»). Сер. 50-х – сер. 60-х гг. «Хрущевская оттепель» - попытка демократизации общественно-политической жизни. XX съезд партии (1956 г), разоблачение культа личности Сталина, начало десталинизации
12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях - от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений. 25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуждение. Редкомиссия приняла 47 поправок и дополнений к, более чем, 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял вторую «сталинскую» постатейно и в целом текст Конституции .Конституция юридически закрепляла сложившуюся к середине 30-х гг. структуру общества, практику социальных отношений и не закрепляла программных положений. Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму: * государственной собственности; * колхозно-кооперативной собственности. Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924г. Содержала ряд глав, которых ранее не было: * об общественном устройстве;* о суде и прокуратуре; * об основных правах и обязанностях граждан (в этой главе упоминается о следующих обязанностях: соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, защищать СССР – почетная обязанность); * об избирательной системе.
Нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, образование и функционирование системы высших органов власти СССР и союзных республик, таких как: 1) высший орган власти — Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на четыре года); 2) Совет Народных Комиссаров (высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат — оба эти органа подотчетны Верховному Совету; 3) система судов и прокуратуры. Она состояла из Верховного Суда СССР, Верховных Судов союзных республик, краевых, областных, окружных судов. Народные суды — выборные органы, срок их полномочий три года. Изменилась и классовая структура общества: были ликвидированы капиталисты, кулаки, частные торговцы, большая часть духовенства. В общественном устройстве было установлено наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Интеллигенция определялась как прослойка. В Конституции 1936 г. закреплялась политическая основа СССР — Советы депутатов трудящихся. Этим законодательно оформилась единая политическая идеология.
Повторение: 1.Как понимал сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленин? 2. Что такое революционное правосознание? 3. Какие нарушения законности имели место в нашей стране в 1920—1950-е гг.? 4. Были ли репрессии 1930-х гг. следствием нарушений законности в период революции и Гражданской войны?
Домашнее задание:§7 Тема для реферата: 1. Какое влияние на общество оказывает резкая смена правовой системы?
Источники: 1. http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/konstitucia_1936.htm 2.hist.msu.ru 3. knowledge.allbest.ru 4. biofile.ru