ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) Работа Ляхович Анастасии 7- «Б»
Шарль Луи Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в Бреде, возле Бордо, на юго-западе Франции. Его родители принадлежали к знатному феодальному роду.Отец его, как младший брат в семье, не наследовал родовых земель, но выгодно женился, получив в качестве приданого жены замок Ла-Бред. Мать Шарля Луи происходила из английского рода Пенель. Это была умная, религиозная женщина.
Предки Монтескье жили в своих поместьях, ведя хозяйство и участвуя в работе парламента Бордо, что указывает на независимость их взглядов и характеров.
Когда Шарлю исполнилось 7 лет, умерла его мать. В 10 лет Шарль был определен в колледж при монастыре в Жюльи. Образование, скорее светское, чем религиозное, включало знакомство с античной литературой и философией. В 1705 году, через пять лет после поступления в колледж, Монтескье вернулся в замок своего отца и начал самостоятельно изучать юриспруденцию.
В 1713 году умер отец Монтескье. Дядя постарался как можно скорее женить племянника на девушке с хорошим приданым и определить его на службу в парламент. Бракосочетание состоялось 30 апреля 1715 года. Монтескье навсегда запер супругу в стенах дома, не выпуская ни в столицу, ни даже в Бордо. Жена подарила ему сына и двух дочерей.
В 1716 году после смерти дяди 27-летний Шарль Луи занял видное положение президента парламента. Тогда же он получил также титул барона и имя Монтескье.Опыт судебной практики оказался весьма полезным позже, когда Монтескье принялся за свой знаменитый труд "О духе законов".
В 1721 году появилось произведение, которое вызвало настоящую сенсацию. "Персидские письма" вышли под вымышленной фамилией автора и печатались в Голландии. Книга попала в разряд запрещенных. Книга содержала дерзкую критику политической жизни Франции, Людовика XIV, осуждение придворных нравов, возмущение автора политикой католической церкви, преследовавшей инакомыслие.Книга произвела всеобщую сенсацию. В один год она выдержала восемь изданий.
В 1726 году Монтескье перебирается в столицу. В Париже Монтескье стал членом Парижской академии. Он принимал активное участие в деятельности клуба "Антресоль", который поставил себе целью изучать политические науки. При вступлении в члены "Антресоля" Монтескье написал в качестве реферата диалог «Сулла и Эвкрат», где обнаруживает великолепное знание древней истории.В Парижской академии в это время господствовали скука и серость. Монтескье решил отправиться путешествовать, чтобы изучить политико-правовые установления других стран. Он собирал материал для трактата "О духе законов", который стал целью его жизни.
Путешествие длилось три года. Монтескье довольно быстро объехал всю Европу, а в Англии прожил около полутора лет. Он посетил Австрию, Венгрию, направился было в Турцию, но из-за внутриполитических событий в этой стране отказался от своего намерения. Он отправился в Италию.
Монтескье посетил Неаполь, Пизу, Геную и прибыл во Флоренцию. Здесь его задержали не достопримечательности города, а маркиза Феррони - умная и красивая женщина, собиравшая в своем салоне цвет флорентийского общества.
В Риме он ведет беседы на различные темы с папой Бенедиктом XII. В виде особой милости папа разрешил ему и членам его семьи не соблюдать постов в течение всей жизни; Монтескье поблагодарил, и аудиенция кончилась. Вдруг на другой день ему доставили папскую буллу об освобождении от постов и очень большой счет. Монтескье отдал посланному буллу и счет, прибавив' "Папа человек честный, мне довольно его слова".
Далее Монтескье проехал в Голландию, Люксембург и Ганновер. Монтескье вынес из своих путешествий глубокое знание политики этих стран. Он умел подмечать характерные черты каждой местности, интересы населения, их нравы и обычаи.
В Англии Монтескье особое внимание уделил государственным учреждениям. В дружеской беседе Монтескье сказал о посещенных им странах: "Германия создана, чтобы по ней путешествовать, Италия - чтобы временно проживать в ней, Англия - чтобы там мыслить, Франция - чтобы жить в ней".
В апреле 1731 года вернулся в свой замок Ла-Бред. В 1734 году выходят "Размышления о причинах величия и падения римлян". Книга Монтескье явилась одним из идейных источников французской буржуазной революции.В конце октября 1748 года в Женеве вышел небольшой тираж двухтомника "О духе законов". Важное место в книге занимала теория форм власти, а именно республики, монархии, деспотизма. Последние годы жизни Монтескье провел в своем замке, продолжая литературные занятия.
В 1754 году Монтескье выехал в Париж. Причиной тому был арест профессора Ла-Бомеля, который одним из первых открыто выступил в защиту автора "О духе законов". Монтескье счел своей обязанностью выручить Ла-Бомеля из беды. Он стал энергично хлопотать за несчастного профессора и добился при помощи своих влиятельных друзей его освобождения.
В Париже Монтескье простудился и заболел воспалением легких. 10 февраля 1755 года он умер и был погребен в склепе собора Св Сюльпиция. Похороны были на удивление скромными. Революционные бури конца столетия развеяли его прах. Могила Монтескье не сохранилась.
Труды Монтескье изучали многие выдающиеся государственные деятели, в том числе и Екатерина Великая, написавшая свой знаменитый «Наказ» (1767) на основе книги Монтескье «О духе законов». Этот документ опирался на множество источников. Из 526 его статей 245содержали прямые цитаты из Монтескье.
Каким Монтескье запомнили современники? Худощавый, невысокого роста. Нравом – «типичный гасконец -любознательный, независимый, самолюбивый, но неизменно умеющий владеть собой. Холодный - из боязни показаться тщеславным, не лицемерный, но при желании галантный. Иногда немного смешной - своей скупостью или небрежностью в одежде. Добрый и участливый, он готов хлопотать о пенсиях, о смягчении наказания. Говорят, однажды даже выкупил человека из рабства».