«Его образ действий выработался из мысли, что править хорошо – значит, возможно туже затягивать бразды правления» (В.О. Ключевский о Николае I) Самодержавие Николая I (1825-1855) Яралова Т.Б., 2012 г. МОУ СОШ № 17 с математическим уклоном г. Твери
Правление Николая I улучшило или ухудшило положение России?
I. Николай I и его имперская идея «Эти клубы и митинги делают больше шума, чем дела» (после визита в Англию) «Революция на пороге России! Но клянусь, она не проникнет в Россию, покуда я жив!»
1. Теория официальной народности Сергей Сергеевич Уваров – министр просвещения Три основы русского общества – «православие, самодержавие, народность» «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории, то я исполнил мой долг и умру спокойно»
II. Реформы в государственной жизни 1. Реформирование Собственной Его Величества Канцелярии – поставлена над всеми учреждениями. 2. Создание «Свода законов Российской империи» 1832 г. – работа под руководством Сперанского М.М. 3. Бюрократизация общества. «Мне нужны не умники, а верноподданные» 4. Создание III Отделения Канцелярии (1826)
Образ Чиновника в русской литературе Молчалин: Во-первых, угождать всем людям без изъятья Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных»
Препятствия на пути модернизации или нет? «… Государь избрал меня для образования высшей полиции, которая покровительствовала бы утесненным и наблюдала за злоумышлениями людей» «Прошлое Росси удивительно, настоящее более чем великолепно, а будущее выше всего, что может себе представить самое пылкое воображение» Александр Христофорович Бенкендорф, граф
Препятствия на пути модернизации или нет? 5. Цензурный устав 1826 г. – «чугунный устав» - «полная свобода молчания» 6. Школьный устав 1828 г.– право поступать в гимназии только для детей дворян и чиновников 7. Университетский устав - ограничение автономии университетов; 8. Открытие Киевского уни-та, Училища правоведения, Технологического ин-та в СПб, Технического училища и Строительного ин-та в Москве.
IV. реформы в социальной сфере Федотов Павел Андреевич «Завтрак аристократа»
1. Поддержка дворянства Разорение, дробление помещичьих имений – 1) указ о майорате; “Засорение” сословия – 2) новый узкосословный школьный устав.
Препятствия на пути модернизации или нет? 1. Реформа управления гос. крестьянами Киселева 1837-1841 гг. 2. Указ об «обязанных крестьянах» 1842 г. 3. Около 100 указов, ограничивающих власть помещиков + 9 секретных комитетов – проекты отмены крепостного права Павел Дмитриевич КИСЕЛЕВ, министр гос. имуществ
«Николаевская система» «Думаю, что я никогда сознательно не делал зла. Я был человеком со своими слабостями, коим все люди подвержены, старался исправиться в том, что за собою худого знал. В ином успевал, в другом нет; прошу искренно меня простить»
«Боже, царя храни…» (гимн 1833-1917 ) Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй во славу, во славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя, Царя храни! Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю — всё ниспошли! Алексей Федорович Львов, автор музыки гимна
Мнения… “…Он видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, еще непоколебимый революционными идеями Европы” А.Ф.Тютчева. “Не получились же у Николая I реформы прежде всего из-за сильного и все нарастающего эгоистического, звериного сопротивления аппарата высшей бюрократии, дворянства. Умело, мастерски они топили все сколько-нибудь важные антикрепостнические проекты.” Н.Я.Эйдельман
Домашнее задание § 10 Даты: 1825-1855, 1832, 1837, 1842 г. В тетради ответить на любой из вопросов– Какие порядки николаевской России являются допустимыми, с вашей точки зрения, а какие безнравственными? Политика Николая I способствовала или препятствовала модернизации ? Кто же «прав»: А.С. Пушкин или М.Ю, Лермонтов?