Реформы60-70-х годов XIXвекав Российской империи Автор – Александр Худобец Киев Александр ХУДОБЕЦ Киев [email protected]
Предпосылки реформ ВНУТРЕННЯЯОтставаниеот ведущих державв экономическоми общественно-политическом развитииНеобходимость преобразованийв государствеВНЕШНЯЯПотерястатуса великой державыпосле пораженияв Крымской войне
Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.
Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.
Реформы образования Университетская реформа 1863г. новый университетский Уставвосстановление административно-хозяйственной автономиирасширение содержание учебной и научной работырасширение социальной базы студентов за счет выходцев из низших сословий
Реформы образования Школьная реформа1864г.Формирование новой структуры начального и среднего образованияНародные училищаУездные3 годаобучения Приходские с 1884г.церковно-приходскиешколы3 годаобучения Прогимназии4 годаобучения Городские6 летобучения Начальное образование
Реформы образования Школьная реформа1864г.Формирование новой структуры начального и среднего образованияГимназииКлассические гуманитарный профиль7 летс 1871г. – 8 летобученияРеальные с 1872г. – реальные училища,естественно-научногои технического профиля7 лет обученияСреднее образование
Реформы образования Школьная реформа1864г.Повышала уровеньи статус системы образованияСпособствоваларазвитиюкультурногоуровня населения Благоприятствовала подготовке квалифицированных кадров
Судебная реформа 1864г. Основа реформы Судебные УставыВажнейшие принципы независимость судебных органовот административных органов государственной властивсесословность судагласность(допущение в судебное заседание представителей общественности, прессы)и состязательность(обвинение – защита) судебного процессанесменяемость судейвведение суда присяжных
Судебная реформа 1864г. Судья назначаетсяМинистерством юстиции Выносит приговорв соответствиис закономна основе вердикта присяжных
Судебная реформа 1864г. Присяжные заседатели выбираютсяиз представителей всех сословийна основе имущественного ценза12 человекВыносятвердикт (решение)о виновности, её степениили невиновности подсудимого
Судебная реформа 1864г. Дополнительные элементыпроведениясудебной реформыБыли созданыособые суды для военнослужащихособые суды для священнослужителеймировые судыдля рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений
Судебная реформа 1864г. Структура судебной власти в России высший судебный и кассационный(кассация – обжалование,опротестование приговора суда низшей инстанции)органсуды для рассмотрениянаиболее важных дели аппеляций(жалоба, обращение о пересмотре дела)на решения окружных судовсудебные органы первой инстанции
Судебная реформа 1864г. Значениесудебной реформыБольшой шагв развитии принципа«разделения властей»и демократииСохранение элементовбюрократического произвола:наказанияв административном порядкеи т.п.
Земская реформа (1864г.). “Положение о губернскихи уездных земских учреждениях” Содержание реформыСоздание губернских и уездныхземств –выборных органов местного самоуправленияв сельской местностиФункции земств Содержание местных школ, больниц;строительство дорог местного значения;организация сельскохозяйственной статистики и т.д.
Земская реформа (1864г.). “Положение о губернскихи уездных земских учреждениях” Структура земских учрежденийЗемская управаисполнительный организбираласьна 3 года в составе гласных(гласные – выборные членыземских собраний и городских дум) распорядительный орган избиралисьнаселениемна цензовой основепо сословномупризнаку,собирались ежегодно
Земская реформа (1864г.). “Положение о губернскихи уездных земских учреждениях” Значение способствовали развитиюпросвещения,здравоохранения,местного благоустройства;становились центрамилиберального общественного движения Ограниченность вводилась первоначально в 35 губерниях(к 1914г. действовали в 43 из 78 губерний)не были соданы волостные земствадействовали под контролем администрации(губернаторов и министерства внутренних дел)
Городская реформа 1870г. – “Городовое положение” Суть Создание в городах органов,аналогичных земствампо функциям и структуреГородской головаруководил Городская управаизбиралась Городская дума в составе гласных избирались населением на цензовой бессословной основе
Военные реформы60-х - 70-х гг. XIX века Непосредственный толчок –поражение Россиив Крымской войне 1853-1856гг.Проводилисьпод руководствомвоенного министраД.А.Милютина
Военные реформы60-х - 70-х гг. XIX века Содержание создание 15 военных округовновые воинские Уставы (улучшение боевой подготовки войск)создание новых военных учебных заведений(военные гимназиис 1882г. – кадетские корпуса,военные школы,юнкерские училища,военные академии)начало перевооружения армии и флота
Военные реформы60-х - 70-х гг. XIX века Важнейший элемент реформы –замена системы рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью Обязательная военная службадля мужчин всех сословий с 20 лет(6лет – в армии, 7 лет – на флоте)с последующим пребыванием в запасеПредусматривались льготы для лиц,имеющих высшее и среднее образование(права вольноопределяющихся),освобождались священнослужителии некоторые другие категории населения Значениесоздание массовых боеспособных вооруженных сил;повышение обороноспособности страны
Итоги и значение реформ Привелик значительному ускорению развития страныприблизили Россиюк уровню ведущих держав мираНосили неполный и незавершенный характер.В 80-е годы сменились контрреформами Александра III