ПУТИЛОВ Николай Иванович
Биография Произошел из мелкопоместных дворян, родился в Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец — инвалид Отечественной войны 1812 года. В 1840 году окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы. Был оставлен там на должности преподавателя математики. Занимался научной работой. Опубликовал статью, посвященную ошибке выдающегося математика Огюстена Коши в его курсе интегрального исчисления. В качестве помощника академика М. В. Остроградского исследовал особенности внешней баллистики. Публиковал научные труды, в том числе в соавторстве с М. В. Остроградским. По состоянию здоровья перевёлся в Крым в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов. В 1848 году возвратился в Петербург и был назначен чиновником особых поручений при директоре кораблестроительного департамента.
Начало деятельности В 1854 году, во время Крымской войны Н. И. Путилов был рекомендован великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и сказал ему: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч». В условиях англо-французской блокады Путилов, используя метод сетевого планирования, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. При этом он, после соответствующего переобучения, широко привлекал потерявших работу из-за войны мастеровых-прядильщиков, из числа которые впоследствии отбирались механики на построенные военные корабли. Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 года. В течение следующих восьми месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов. Н. И. Путилов также построил для Кронштадта 3 плавучих дока и ремонтную мастерскую в Кронштадтском пороховом заводе.
Награда За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в чине (произведён в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента), награждён орденом св. Станислава II степени. Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около 4 процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика.
Сотрудничество С П. М. Обуховым на кредит Морского министерства перестроил 4 завода в Финляндии и дал качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе. 16 мая 1863 года совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии С. Г. Кудрявцевым организовал металлургический завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Владел третью уставного капитала этого завода. По поручению российского правительства разработал технологию изготовления чугунозакаленных снарядов и лишил тем самым немецких промышленников монополии на производство этого вида боеприпасов. В 1868 году купил обанкротившийся механический, литейный и железоделательный завод, который в 1872 году стал основой учрежденного Н. И. Путиловым Общества путиловских заводов. На этом заводе организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 % до 17,7 %.
Продолжение деятельности Жестокая зима 1867—1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов была отработана схема запуска производства в кратчайшие сроки (Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод начал прокатку рельсов в 3 смены), получившая название «путиловская схема запуска производства», которой позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов за Урал. С 1868 по 1875 год заводом было изготовлено рельсов на астрономическую по тем временам сумму — 27 млн рублей.
Конец жизни Н. И. Путилов был автором многих технологических разработок и изобретений, в частности, рафинирования и обезуглероживания металла в бессемеровском аппарате, соединения чугуна со сталью, штамповки круглых стальных артиллерийских снарядов, а также использования старых рельсов при постройке зданий. Выдающиеся заслуги Н. И. Путилова нашли своё отражение в его беспрецедентном перемещении по классам Табели о рангах: имея в 1869 году чин коллежского советника (VI класс), Николай Иванович уже через три года стал, согласно высочайшему соизволению, действительным статским советником (IV класс). На завещании Путилова, где он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, Александр II наложил резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы» (Петропавловский собор — усыпальница императоров России). Гроб с телом Путилова рабочие завода пронесли весь путь на руках — это более 20 километров.
Конец