ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ Происхождение и ранняя история восточного славянства
План Теория этногенеза восточных славян Первые свидетельства о славянах Восточные славяне в VI-IХ вв Территория расселения восточных славян Соседи восточных славян Путь "из варяг в греки". Хозяйство славян Община Город. Общественный строй. Славянское язычество Домашнее задание Рефлексия Девушка из племени вятичей. Реконструкция
Задачи урока Анализ проблемы этногенеза восточных славян; характеристика восточнославянской языческой культуры. Характеристика хозяйственных и социальных отношений восточных славян VIII - IX вв.; определение предпосылок возникновения Древнерусского государства.
Проблема Сторонники норманнской теории утверждают, что русские не в состоянии сами создать государство, что государство Киевская Русь возникло только после вмешательства варягов. Согласитесь или опровергните эту идею. Сформулируйте предпосылки создания древнерусского государства.
Основные понятия и термины: Индоевропейцы; Подсечно-огневая и переложная системы земледелия; Язычество; Идол; Старейшина; Вождь; Вече; Родовая община; Вервь; Народное ополчение
Теория этногенеза восточных славян Индоевропе йцы народы-носители индоевро- пейских языков. Этногенез (от греч. éthnos — племя, народ и генез), процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов. Э. — начальный этап этнической истори
Схема миграций индоевропейцев в 4000-1000 гг. до н. э. в соответствии с «курганной гипотезой». Розовая область соответствует предполагаемой прародине индоевропейцев (самарская и среднестоговская культуры). Оранжевая область соответствует территории рассе-ления носителей индоевропейских языков к 1000 г. до н. э.
Миграционная теория Автохтонная теория Синтез теорией Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе Славяне – автохтоны (коренное население ) на территории Восточной Европы. Прародина – бассейн р.Припять, Среднее Поднепровье. Автор – А.И.Соболевсий Славянские племена образовались в результате ассимиляции с Племенами иранского и славяно- балтийского происхождения на берегах Балтийского моря и мигрировали оттуда на территорию Восточной Европы 1.Дунайская : из индоевропейцев, бассейн р. Вислы или Дуная Впервые – «Повесть временных лет»; С.М.Соловьев, В.О.Ключевский Авторы и сторонники – Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков, В.В.Мавродин 2.Скифо-сарматская: предки славян вышли из Передней Азии Баварская хроника, XIIIв. Многие европейские авторы. 3.Прибалтийская: - две прародины: бассейн Западной Двины и низовья Немана + нижнее течение Вислы. А.А.Шахматов Пространство средней и южной части Европы, откуда ушли германцы, становится ареной активной деятельности славянства. В это время – в течении V – VI вв. cкладывается культура пражского типа.
Население лесной зоны, придя в движение , взяло с собой только самые необходимые и устоявшиеся элементы своей культуры. Планировочное решение жилища. Меняется техника строительства, но сохраняется композиция жилого пространства(а значит и прежние формы семьи, ее состав, семейные отношения). Сохраняется характер керамического комплекса. Это «культура горшков». Погребальные ритуалы. В лесных культурах безусловно господствует трупосожжение с очень скупым внешним оформлением(«Повесть временных лет «(XII в.) – «…кости в посудине малой ставили на столбе на путях»). Крайне редкие украшения из цветного металла (серебро, бронза До первой половины I тыс (до v в).: родовой строй, кровно –родственная община, во главе рода – старейшины, кровная месть, народное собрание - вече, вождь, как военный предводитель Со второй половины Iтыс.(с VIв.): разложение родоплеменных отношений, появление территориальной (соседская, вервь). Изменение роли вождя, дружин, военная демократия, военная добыча, союз племен восточных славян
Обретения славян: Пашенное земледелие с использованием железных пахотных орудий труда. Первыми из европейских земледельцев стали использовать лошадь, как тягловое животное; в результате славяне могли быстро осваивать почвы лесной зоны. В дальнейшем культуру дополнят наборы украшений . Все ведущие формы их - в арабском ювелирном мастерстве. Височные кольца – основное украшение, отсутствующее у соседей.
Первые свидетельства о славянах Первым упоминанием славян в письменном источнике считается текст «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Cтаршего (24 – 79 гг.) о племени венедов. Однако, как доказал Шахматов и другие историки, отождествлять их со славянами нельзя В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» (греч. Σκλαβηνοί, лат. Sklavīnî), в арабских источниках как «сакалиба», иногда со славянами сближают самоназвание одной из групп скифов «сколоты» и этноним «венеды». Из “Германии” Тацита (конец 50-х годов I в. - ?) “Я колеблюсь, причислить ли народы певкинов, венетов и феннов к германцам или сарматам. Все они живут в грязи, а знать в бездействии. Венеты многое усвоили из их нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами. …и дома строят, и носят [большие] щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстрое пехоты - это все отличает их от сарматов, живучих в повозке и на коне”. К концу I в. нашей эры относятся известия Тацита о венедах. Несколько конкретнее свед-ения автора второй полови-ны II в. нашей эры Клавдия Птолемея, использовавшего не дошедшее до нас сочи-нение сирийского географа II в. н.э. Марина Тирского. Первые бесспорные сообщения о славянах как о этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.) Согласно Иордану, к племенам венетов, названия которых менялись “в зависимости от различных родов и мест обитания”, относились народы, которых он именовал славянами и антами. Территорию славянского расселения историк ограничивал низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы. Проко пий Кесарийский (лат. Procopius Caesarensis, греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς; между 490 и 507 — после 565) — византийский писатель; секретарь полководца Велизария. Прокопий Кесарийский описывал«склавян» как людей высокого роста и огромной физической силы и добавлял, что «эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Прокопий Кесарийский — крупнейший византийский историк середины VI века. Именно характеристика славян, данная Прокопием Кесарийским, признается наиболее достоверной и продуманной. Маврикий, Флавий Тиберий - византийский император в 582— 602 гг. Род. в 539 г. + ноябрь 602 г. Самый большой знаток новых варварских племен, Маврикий, советовал использовать разделение славян на племена и разбить их поодиночке, но потом убедился, что в случае опасности эти непостижимые для римлян люди могут объединяться перед лицом общего врага. В «Сатириконе» он с мрачным видом должен был констатировать: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Феофилакт Симокатта жил в первой половине VII века. В его «Истории» получили отражение события эпохи императора Маврикия (582—602). Приводимый ниже отрывок — свидетельство распространения славянской колонизации до побережья Балтийского и Северного морей. Примечательно также использование в качестве посланников музыкантов — гусляров. У всех народов на стадии военной демократии барды-песнотворцы пользовались самым высоким уважением и авторитетом как хранители традиций народа. Восточные (арабские) источники: 3 крупных племени Славия – территория в районе о. Ильмень Артания – Рязань либо Чернигов. Куяба (Куява) – располагаось вокруг Киева. На исторической сцене славяне возникают внезапно, вдруг. Поразительна единовременность, с которой именно в VI веке появляются ВСЕ письменные свидетельства о них и тогда же название – «славяне». Поразительно и то, что будто сразу рождается совершенно определенный образ народа и территория его расселения указывается всеми историческими источниками однозначно. Тогда же появляется и «археологический эквивалент» - «культура пражского типа». Очевидно и самосознание славян, осознание себя единым народом с общим языком и территорией, тоже появляется в VI веке
Появление знати Середина I тысячелетия н.э. Великое переселение народов Центральная Европа Балканы Восточная Европа Расселение IV-VIII вв. Военная демократия Восточные славяне в VI-IХ вв Рост численности Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье
Территория расселения восточных славян Не стор — древнерусский писатель, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Нестор, автор «Повести временных лет»- летописного свода начала XII века Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет. Наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ: ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ, KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ Нестор довольно точно описал места расселения восточных славян «рассевшихся по Днепру». Его слова были подтверждены археологи-ческими данными (височ-ными кольцами, характер-ными для каждого из восто-чнославянских племен)
Восточные славяне – это 12 (15) союзов племен. Найдите их на карте и заполните схему: ЦЕНТР ВОСТОК ЗАПАД СЕВЕР ЮГ Союзы племен носили не кров- нородственный, а территори- ально-полити ческий характер.
Соседи восточных славян 1.Назовите соседей восточных славян. 2.Предполо- жите, как это соседство могло повлиять на племена восточных славян?
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финноугорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры Из-за поражения в войне с Хазарским каганатом часть бул-гар во главе с ханом Аспарухом пересели-лась на Дунай, в там возникает Болгария. Другая часть булгар пересели-лась в Среднее Поволжье - на Волгу и Каму и образовала в IX веке Волжскую Булгарию. С 922 г. официальная религия - ислам. Южнорусские степи в VII в. занимали мадьяры (венгры) финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В VII веке в Нижнем Поволжье создали свое государство тюркоязычные хазары. В дальней-шем построили сто-лицу каганата - Итиль. Официальная религия - иудаизм. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя-экономи-чески сильное, куль-турное европейское государство, наслед-ница греческой культуры и преем-ница Римской импе-рии. В торговле с ней были заинтересова-ны и варяги, и русичи.
Путь "из варяг в греки". Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля. Она развивавалась как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. шел от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское, или Нево, по реке Волхову на озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловати до ее верховьев в Волковском лесу; здесь суда перетаскивались по сухому пути волоком в верховья Днепра и спускались по нему в Черное море. По пути этому шло множество различных товаров: от варягов шло сукно, холст, полотно, медные и железные изделия, олово, свинец и драгоценный янтарь; шла в большом количестве соленая сельдь; Русская земля торговала хлебом, дорогими мехами, медом, лесом, салом, скотом, лошадьми и рабами; из Царьграда шли главным образом паволоки- греческие шелковые ткани с золотым или без него; торговали золотом и серебром в различных вещах женского и мужского убора: серьги, запястья, обручи, перстни, запонки, кольца и пуговицы; из Царьграда же шли тканые и кованные кружева для отделки платья, разного рода южные плоды и вина. На этот путь из варяг в греки прибывали и товары из далекой Пермской страны — самоцветные камни и редчайшие меха, а также товары от Каспия, ковры из Вавилона, индийские ткани с причудливейшими узорами, бусы, бисер, пряности и благовония из Аравии.
Хозяйство славян Основой хозяйства восточных славян было пашен-ное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Для сельскохоз-яйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.
Способы обработки земли на Руси в VI-XI вв. Подсечное Переложное трехпольная Поле засевали несколько лет подряд Поле оставляли на несколько лет Возвращались на прежнее поле Яровые посевы Озимые посевы Оставление участка, переход на другой Использование участка выжженного леса пар
Открытость славянской культуры обусловила в дальнейшем очень высокий динамизм развития, ярче всего проявились в VII - IX вв., когда формируется славянская государственность Славянский календарь Особенности славянской культуры: Материальная основа славянской культуры буквально сведена к минимуму(однако ее достаточно для нормального жизнеобеспечения). Открытость славянской культуры: структуру из минимального числа элементов удобно наращивать новыми
Община Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки). Реконструкция славянского поселка в северной Германии Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах). К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Город. Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали посе-ления ремесленников. Ремес-ленная часть города называ-лась посад, а отдельные её районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной cneциальности, слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяс-лавль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.
Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах (вече) Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на стар –шую (бояре, княжие мужи), из которой выходили послы и княжеские управители, имев-шие свою землю, и младшую (гриди, отроки), жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Росла роль дружины в управ-лении обществом, «военная демократия», войны как сред-ства содержания дружин и источник обогащения части общества. Дружинники по поруче-нию князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (кресть-янский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Складывание новых социальных отношений на рубеже X –XIвв. Лица, привлекающие в своем хозяйстве чужой труд (добровольно или принудительно) Лица, попадающие в зависимость от земельных Собственников (теряющие свободу) Разложение общины Появление отчуждаемой частной собственности на землю Дальнейшее социальное расслоение общины
Предпосылки образования Древнерусского государства Развитие производительных сил (земледелие, железные орудия труда) Формирование соседской общины Развитие торговли, в т.ч. международной Рост имущественного неравенства Появление системы управления Наличие союзов славянских племен Выделение племенной знати, дружин, «военная демократия»
Славянское язычество Задание: Познакомиться с языческим пантеоном восточных славян. Как в верованиях славян проявились их основные занятия? Язычество – это нераспавшееся целостное состояние: искусство + ритуал + религиозные верования + представления о мире + обучение + работа Языческая культура – «доосевая». Язычество предполагает циклический взгляд на мир; лето – осень – зима – весна. Душа переходит из одного тела в другое. Природа вечна. Душа человеческая вечна. Мир населен духами(упыри, домовые и др.)
Сварог бог-создатель земли и небес, источник огня и его Белбог — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, Олицетворение дневного и весеннего неба. Велес – «скотий бог» - хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель Путешественников и торговцев, бог удачи. Перун — бог грозовых туч, грома и молнии, самый знаменитый из братьев Сварожичей, покровитель воинов и княжеской дружины, Род — бог-создатель видимого мира Стрибог — в восточнославянской мифологии бог ветра Чернобог — бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Ярило — бог весны, весеннего света и тепла; Как в верованиях славян проявились их основные занятия?
Домашнее задание Павленко, Андреев, Ляшенко. История России с древнейших времен до конца XIX века §1, вопросы к нему -устно
Рефлексия
1.Укажите первый печатный труд, излагавший историю Руси с древнейших времен. 1) «Повесть временных лет» 2) «Синопсис» 3) «Хронограф» 4) «Курс русской истории»
2. Форма организации общества на основе кровного родства, коллективного труда и уравнительного распределения называется 1) праобщиной 2) общиной 3) территориальнойя общиной 4) родовой общиной
3.На основе смежности территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, общности культов и родства родовые коллективы объединялись в 1) народности 2) племена 3) общины 4) союзы племен
4. Народами какой языковой семьи была заселена Центральная и Восточная Европа на рубеже 4–3 тысячелетий? 1) алтайской 2) тюркской 3) индоевропейской 4) уральской
5.Укажите языковые группы, которые относятся к индоевропейской языковой семье А) Иранская Б) Славянская В) Монгольская Г) Балтийская Д) Финно-угорскуая
6.Одним из крупных союзов племен восточных славян, сложившимся к IX в., являются 1) касоги 2) древляне 3) печенеги 4) чудь
7. Какая особенность складывания государства у восточных славян связана с их географическим положением? 1) наличие обширной территории с многочисленными реками 2) развитые взаимосвязи между племенами благодаря высокой плотности населения 3) разложение родовой общины, формирование общины соседской 4) наличие непреодолимых для внешних врагов естественных границ
8.Какое условие НЕ относится к процессу складывания государства у восточных славян в VIII–IX вв.? 1) наличие обширной территории с протяженными границами 2) прохождение через земли славян транзитных торговых путей 3) мирные отношения с соседними народами Великой Степи 4) сложные природные условия для занятия земледелием и животноводством
9.Какие зерновые культуры возделывали восточные славяне? А) кукурузу Б) рожь В) просо Г) гречиху Д) рис Е) лен 1) БВГ 2) ВГД 3) АДЕ 4) АБЕ
10. Территория Москвы в VIII–XII вв. была заселена 1) полянами 2) древлянами 3) вятичами 4) дреговичами
11.В славянский пантеон языческих богов входили 1) Сварог и Перун 2) Бальдур и Один 3) Юпитер и Нептун 4) Один и Тор
12.Восточные славяне расселились на территории 1) Подунавья и Балканского полуострова 2) между Одером и Вислой 3) от предгорий Карпат до верховий Волги 4) между Волгой и Уралом
13. Какие из названных понятий относятся к язычеству восточных славян? 1) вакханалии, понтифики 2) храмы, оракулы 3) волхвы, капища 4) соборы, иконы
14.Основным занятием восточных славян в VI–IX в. являлось 1) скотоводство 2) земледелие 3) ремесло 4) огородничество
15 Преобладающий тип земледелия у восточнославянских племен, проживавших в лесной полосе, – 1) переложное 2) подсечное 3) двуполье 4) трехполье
16.Люди, профессионально занимавшиеся военным делом, служившие князю за материальное вознаграждение, назывались 1) бояре 2) племенная знать 3) дружинники 4) волхвы
17. Какие названия богов славянского языческого пантеона были заимствованы из верований других народов? 1) Род, Сварог, Дажьбог 2) Хорс, Симаргл, Стрибог 3) Кий, Щек, Хорив 4) Перун, Ярило, Мокошь
18. Самым северным союзом славянских племен в VIII–IX вв. были 1) полочане 2)радимичи 3)словене 4)северяне
19. Племенное собрание, орган самоуправления у восточных славян назывался 1) вервь 2) вече 3) община 4) совет старейшин
20. В IX в. торговля из Балтийского моря в Черное велась по 1) пути «из варяг в греки» 2) пути «из варяг в арабы» 3) Великому шелковому пути 4) Великому Волжскому пути
21. Какие изменения в социально-экономической сфере жизни славянского общества в VIII–IX вв. привели к образованию государства? А) возрастание роли отдельных семей в хозяйственной жизни Б) расположение славянских земель между Европой и Азией В) разложение родовой общины и формирование соседской (территориальной) Г) развитие торговых контактов между славянским миром и его соседями Д) неблагоприятные для земледелия природно-климатические условия
22.Заполните пропуск: язычество = политеизм христианство = ____________ ? монотеизм