Погребальные комплексы
Представления египтян о загробной жизни (Египет земной и Дуат). Древние египтяне верили в жизнь после смерти и считали, что потусторонний мир, в котором тело вновь обретает покинувшую его душу, представляет собой копию реального мира.
Поэтому для них крайне важным было правильно устроить процесс погребения усопшего — только так можно было позаботиться об облегчении его загробной жизни. В помощь умершему могли снаряжаться целые ладьи, наполненные самым разнообразным добром (предполагалось, что на ладье ему будет легче преодолеть реку мертвых, лежащую на пути в загробное царство).
Конечно, количество и качество посмертных даров сильно зависело от его благосостояния и общественного положения. В список предметов первой необходимости входила «Книга мертвых», содержащая порядка 200 магических заклинаний. Эти заклинания должны были уберечь мертвых от опасностей, кои подстерегали их на долгом пути в страну мертвых.
По дороге туда усопшему предстояло пройти через 12 врат, охранявшихся грозным змеем, и пересечь Озеро Огня. После этого усопший представал перед 42 судьями — судилище происходило в зале Осириса, — которые зачитывали список всех его прегрешений. Усопший перед лицом судей заявлял о своей чистоте и безгрешности, после чего его сердце помещалось на одну чашу весов, а на другую чашу клали Перо Правды — символ богини справедливости Мут. Если покойный много грешил при жизни, равновесие весов нарушалось, и за этим следовало неминуемой наказание — усопшего ожидало полное уничтожение. Если же усопший в своей земной жизни был праведником, то весы оставались в равновесии и наградой за безгрешие была вечная жизнь в загробном царстве вместе со своими предками. Осирис, председательствующий в зале "Двух Истин"
Из признания усопшего о его жизни видно, что древние египтяне делали вывод о хорошо или плохо прожитой жизни человека исходя из того, что он не делал, а не из того, что он делал. Интересно, что это признание по содержанию напоминает более близкие к нам по времени заповеди других религий. Кроме заклинаний, содержащихся в «Книге мертвых», покойному помогали обереги, которые закладывались в процессе мумификации между слоями льняной ткани. На этих амулетах были записаны магические формулы типа: «Пусть смерть своими крылами погубит того, кто нарушит покой фараона». Все эти приготовления к жизни после смерти входили в обязанность родных. Считалось, что те, кто не проводит по всем правилам в загробный мир умерших родственников, обрекут себя на месть мертвых, «возвращающихся с ветром».
Древние египтяне считали, что в загробном мире сохраняется социальная иерархия, т.е. фараон остается фараоном, а бедняк-ремесленник — бедняком. Но боги, коих в Древнем Египте было более 200, могли перевоплощаться по своему желанию. Вот только некоторые из них:
Каждый египтянин поклонялся, конечно, не всем, а каким-то конкретным богам. В каждом регионе находился культовый центр какого-то бога и его храм, где хранилась статуя божества, куда шли вереницы паломников. Важнейшие культовые центры соперничали между собой. Несмотря на это соперничество, все центры сходились в том, что сотворение мира было постепенным (хотя каждый культовый центр провозглашал своих богов как основных в процессе создания мира), причем боги участвовали в нем лишь на начальном этапе. Что касается общения с богами при жизни, существовал такой порядок: египтяне приходили с вопросом или просьбой к вратам храма с подношениями. Писцы, служащие при храмах, записывали все просьбы и передавали их жрецам храма (рядовые египтяне не допускались в храм). Жрецы истолковывали ответы богов, передаваемые через оракула — главную статую храма. В праздничные дни статую вывозили из храма на священной ладье, и простой люд мог обратиться непосредственно к ней с вопросами. Движение ладьи в ту или иную сторону истолковывалось как положительный или отрицательный ответ.
Ориентирование всей египетской культуры по солнцу и Нилу (западный и восточный берега, плодородная долина и пустыня как царство жизни и царство смерти).
Принцип коридора в географическом положении Египта и в его архитектуре (улицы городов, дороги процессий, путь умершего к гробнице, путь солнечного божества навстречу верующим в храме).
Представление о сущностях человека (душах) в земной и загробной жизни БА — мысль, энергия человека АХ — сияние, появляющееся после смерти человека
Бальзамирование
Портретная статуя, вместилище КА Данный экспонат иллюстрирует некоторые черты погребальных статуэток, которые оставались типичными на протяжении почти трех тысяч лет. Тело статуэтки выполнено с использованием канонических пропорций. Твердая поза и спокойное выражение лица свидетельствуют о стремлении египтян запечатлеть покойника в виде, подобающем для вступления в вечность.
Nedjemu одет в юбку, изготовленную изо льна (изделия из хлопка появились в Египте не раньше третьего столетия до н.э.) В руках он держит два небольших скипетра как символ высокого положения в обществе. Его парик должен был быть сделан из человеческих волос (если Nedjemu мог позволить себе это). Хотя это мог быть и более дешевый парик из овечьей или козьей шерсти. Следы красно-коричневой краски на ногах говорят о цвете кожи (такой цвет типичен для мужских статуэток). Эта небольшая статуэтка была, скорее всего, куплена после смерти Nedjemu. Некоторые сохранившиеся иероглифы на ней говорят о том, что она была приобретена сыном для погребальной церемонии.
Портретная запасная голова
Живописные изображения на пеленах мумии
Портретные изображения на дощечках (фоюмский портрет) К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты . Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских». Единичные фаюмские портреты в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почему-то не привлекали. Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту К 1887 Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. У него с ними познакомился известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри. После публикации им данных о коллекции, в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства.
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис. Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустика (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).
Основные районы захоронений
Абидос Абидос, расположенный в 50 км к югу от города Сохаг, был для древних египтян тем же, что для христиан — Иерусалим или для мусульман — Мекка. Они считали, что там находится могила Осириса. После смерти от руки коварного Сета он стал богом — владыкой загробного мира.
Саккара Некрополь в Саккара, протянулся на 8 км. Он является чрезвычайно значительным в историческом отношении, так как здесь представлены все основные династии: от Первой - до эпохи Птолемеев и правления персов. Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа эта местность и который часто изображался в зеленой одежде с головой ястреба. В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Джосера — основателя III династии, огромная ступенчатая пирамида которого доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы — свидетели разных эпох.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре - центр погребального комплекса. Первая гробница, для которой основным строительным материалом был камень.
Гиза Расположен в юго-западном пригороде Каира, фактически слившемся со столицей. Там находятся три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина, а также Сфинкс. Пирамида Хеопса высотой 147 метров. В основании она представляет собой квадрат со сторонами 230 метров. Ее строительство было завершено около 2590 года до нашей эры.
Пирамиды Хеопса и Хефрена
Пирамида Микерина и три пирамиды цариц (на переднем плане)
Сфинкс Сфинкс - лев с головой человека (предположительно фараона Хефрена) - наиболее крупная монолитная скульптура в мире. Его длина - 80, высота - 20 метров.
В Древней Греции легендарное чудовище Сфинкс с телом льва, крыльями орла и головой человека ловило путешественников и загадывало им загадку. Неотгадавших ждала смерть. Разгадать загадку Сфинкса сумел один Эдип, который затем стал царем и претерпел массу страданий. Вот эта знаменитая загадка: Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трёх? В Древнем Египте, в городе Гизы, среди пирамид была построена статуя Сфинкса. Размеры ее огромны, а предназначение неизвестно до сих пор. Загадка египетского Сфинкса заключается в самом его существовании. Если пирамиды, согласно официальной точке зрения, служили усыпальницами фараонов, то зачем нужно было тратить столько времени, сил и средств на то, чтобы построить "бесполезного" в утилитарном смысле Сфинкса?
Усыпальница в Древнем Египте Мастаба или пирамида; Вход в усыпальницу и коридор; Молитвенное помещение с алтарём; Помещение для статуи КА с отверстием в молельню на уровне глаз статуи; 5. Шахта к саркофагу; 6. Комната для запасной головы; 7. Помещение с саркофагом.