Пётр I — реформатор или тиран... (проблемно- исследовательская дискуссия) «История государства сам Пётр, и все историки...завещали нам-размышлять, потому что так мы размышляем о наших днях» Н.Я.Эйдельман
Цели урока : показать на основе исторической литературы различные оценки личности первого российского императора; дать нравственную оценку Петру I, рассмотреть и оценить его деятельность; осмыслить значение петровских преобразований для истории России; формировать умения вести дискуссию, приводить аргументы в пользу своей точки зрения; уметь приводить оценки исторических событий, изложенных в исторической литературе; уважать историческое прошлое своего народа
Задачи урока: Актуализировать знания о Петре I и его реформах; Значения петровских преобразований для истории России; Поиск информации для решения проблемных заданий с помощью ИКТ.
Подобрать материал о деятельности Петра I для творческой работы в группах на тему: «Пётр I - реформатор или тиран...» Опережающее задание:
Учебная задача урока: - «обозреть» то ,что узнали о Петре I, о развитии России в конце XVII -н. XVIII века, о времени, которое С.М. Соловьев назвал «переходом из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует разум».
Оценка деятельности Петра I в исторической литературе «Петр — великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации». В. Татищев Петр — разрушитель национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». М. Щербатов
Задание в парах Татищев В.Н.
Петр I Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? А.С.Пушкин «Медный всадник»
Российское государство после Петра I Ключевский В.О.